Решение группы Prāta vētra («Буря разума» — лат.) выступить на одном из крупнейших российских фестивалей популярной музыки «Нашествие» вызвало бурю в социальных сетях. Отличившиеся большими успехами на мировой сцене латвийские артисты в одночасье превратились в «подхалимов Путина», предателей и т.д. Оказывается, они выступили на концерте, рядом с местом проведения которого демонстрировался такой же танк (Т-90), что используется в боях под Донецком на Украине.
Попробуем ответить на вопрос: следует ли называть предателем каждого, кто не отказывается от спортивных соревнований с российскими командами, участвует в концертах или дискуссиях в России?
Те, кто считает, что каждый русский несет личную ответственность за то, что делает Владимир Путин, призывают наказывать за грехи Путина всех русских без разбора! Однако именно так поступали нацисты, которые использовали совершенное одним террористом еврейского происхождения убийство немецкого офицера как предлог для того, чтобы обречь на мучения, смерть и унижения абсолютно всех евреев Германии.
Есть другой путь. В том случае, если разговаривать с лидерами государств становится бессмысленно, можно обратиться к простым людям. Большинство всех народов, включая русских России, не хочет войн и вражды со своими братскими народами. Выбору — ненавидеть, бойкотировать, уничтожать — есть альтернатива: говорить и призывать к сотрудничеству, хотя бы на уровне народной дипломатии. Такие дискуссии четверть века назад (в 1990-1991 годах) проходили в редакции газеты Atmoda, когда обсуждалось, какими должны быть наши действия в отношении противников независимости Латвии. Бойкотировать, изолировать, оскорблять, презирать и морально уничтожать или обратиться к ним? Ответ редакции Atmoda был — обратиться. Была издана версия газеты на русском языке. А после того, как редакция получила подарок некого русского эмигрантского издания — номер журнала «Посев», Элита Вейдемане, Татьяна Чаладзе, я и другие сотрудники Atmoda пошли на митинг Интерфронта, чтобы предлагать его участникам бесплатный номер этого журнала. Некоторые называли нас негодяями, некоторые нас просто игнорировали, а третья часть приняла журнал, кое-кто листал его на месте, интересовался, можно ли подписаться на другие номера. Мы раздавали русскую эмигрантскую литературу. Она не поддерживала независимость Латвии. С позиций сегодняшнего дня, некоторые статьи в упомянутом журнале были явно имперскими, но это было печатное издание с безусловным антикоммунистическим уклоном, с доминированием в большинстве публикаций общечеловеческих и демократических ценностей. Совместной работой в редакциях, трудовых коллективах и учебных заведениях, не изолируя и не призывая уничтожать, мы добились, что стремление Латвии к независимости не встретило значительного противодействия, если не считать горстку бойцов ОМОНа, которые в бессилии покинули Латвию в августе 1991 года.
Презирать и игнорировать или поддерживать связи даже в самый критический момент — это личный выбор каждого. В демократическом государстве нужно в равной степени уважать тех, кто принимает решение не сотрудничать с какой-либо страной, и тех, кто делает выбор в пользу народной дипломатии.
Впрочем, если сравнить извержение ненависти в социальных сетях в наши дни с советскими временами, то сейчас накал вражды превосходит тот, что был в период тоталитарного СССР. Даже в мрачные годы холодной войны, когда пальцы советских лидеров уже приближались к кнопкам пуска ядерных ракет, пропаганда тоталитарного СССР направляла свое презрение и ненависть только на политических лидеров противника — поджигателей войны, владельцев военного бизнеса. На уровне официальной пропаганды всегда акцентировалась солидарность с американским народом — рабочими, фермерами и служащими, которым никогда не давалось определение «враги».
Те, кто сегодня призывает считать каждого жителя России маленьким Путиным, в проявлении ненависти ведет себя еще агрессивнее, чем тоталитарные выродки СССР. Даже в самые критические моменты нужно сохранять способность не идентифицировать имперски настроенную политическую элиту России со всем русским народом.
Не должно быть иллюзий — идеологи Кремля попытаются использовать популярные мероприятия в своих целях. Однако и матчи рижского Dinamo, и концерты Prāta vētra, а также участие многих других представителей Латвии в культурных, спортивных научных и других мероприятиях в России — это способ нейтрализации агрессивной пропаганды, когда своим присутствием можно продемонстрировать народам России, что в Латвии живут не враги, что латыши не хотят войны и конфликтов с народами России.