Бывший посол Турции в Вашингтоне Шюкрю Элекдаг (Şükrü Elekdağ) в 1994 году предложил «стратегию двух с половиной войн». Эта доктрина преподавалась в военных вузах.
Ее цель состояла в том, чтобы страна была психологически готова к любого рода событиям.
Элекдаг говорил: «Греция и Сирия, претендующие на жизненные интересы и территории Турции, объединились против нашей страны. Чтобы подвести Турцию к распаду, они оказывают всяческое содействие Рабочей партии Курдистана (РПК). Турция должна планировать свою защиту от этих стран и исходить из того, что ей придется одновременно вести войну на двух фронтах».
Сегодня даже в столь непростой для себя ситуации Греция продолжает оккупацию 16 островов, принадлежащих Турции (речь идет о спорных территориях неопределенного суверенитета в Эгейском море — прим. пер.). Но военной угрозы нет, поскольку Турция игнорирует этот факт, а греческой экономике настолько нелегко, что самолеты, танки, артиллерия продаются с молотка.
Турецкие бизнесмены готовятся к инвестициям в Греции.
Возможно, проблема будет решена покупкой оккупированных островов!
Можно сказать, что сценарий «двух с половиной войн» применяется и сегодня, хотя и без участия Греции.
Ведь сейчас этот сценарий выглядит политически удобным.
Не знаю, случайность это или нет, но в тот момент, когда на горизонте замаячила вероятность досрочных выборов в Турции, произошли события, подтвердившие предположения некоторых кругов о том, что «дело может дойти даже до войны».
Двое из действующих лиц сценария не изменились: Сирия и РПК. Место Греции заняло ИГИЛ.
Хотя с виду это террористическая организация, об ИГИЛ следует говорить как о «государстве». Именно это слово присутствует в его названии — «Исламское государство Ирака и Леванта». Следовательно, Турция фактически воюет с одним государством, одним квазигосударством и одной террористической организацией.
Иными словами война ведется на трех фронтах.
Вот уже несколько дней идет бомбардировка позиций ИГИЛ и РПК, находящихся по другую сторону границы; в ответ на атаки звучат артиллерийские залпы.
Из Латакии, контролируемой силами сирийского правительства, был открыт огонь по пограничному патрулю в Яйладаге. Турция мгновенно ответила. Так произошла стычка с сирийскими военными на суше. Как известно, ранее они сбили наш самолет, мы же — их вертолет.
До каких пор будут продолжаться эти две с половиной войны?
Если Партия справедливости и развития (ПСР) и Республиканская народная партия (РНП) создадут широкую коалицию...
Если посредством РНП политика Турции в Сирии, Ираке, Египте, Израиле смягчится, чего ПСР не сделает в одиночку...
Тогда аппетит к войне может ослабнуть, а процесс мирного решения курдского вопроса — возобновиться.
Естественно, наступит спокойствие в экономике. Поскольку для рынка ПСР — «ястреб», а РНП — «голубь». Возможно, будет найден баланс между двумя этими подходами к политике.
Создание коалиции из двух партий, набравших наибольшее количество голосов, поддерживают и такие приближенные к ПСР предприниматели, как глава Торговой палаты Стамбула Ибрахим Чаглар (İbrahim Çağlar) и председатель Союза экспортеров Турции Мехмет Бюйюкэкши (Mehmet Büyükekşi), а также руководители региональных торгово-промышленных палат. Неявные сигналы поддержки дает сам министр финансов.
Но желание свести счеты путем проведения новых выборов заглушает стенания делового мира.
Или просто формируется такое впечатление.
Возможно, ПСР только делает вид, что «не желает» создания коалиции, чтобы сохранить при себе козыри для торга...
Нам остается лишь только надеяться на это.
Как и на то, что в Турции, которая вдруг превратилась в ад, наконец, возникнет коалиция, и воцарится спокойствие.