Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Запад — как Рим и Византия

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНемецкий политолог Александр Рар
Немецкий политолог Александр Рар
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исследовательский центр «Регион» устроил онлайн пресс-конференцию немецкого политолога Александра Рара для армянских СМИ. Вопросы касались актуальных международных процессов, напрямую или опосредованно затрагивающих интересы Армении. Вот некоторые выдержки из выступления политолога.

Исследовательский центр «Регион» устроил онлайн пресс-конференцию немецкого политолога Александра Рара для армянских СМИ. Вопросы касались актуальных международных процессов, напрямую или опосредованно затрагивающих интересы Армении. Вот некоторые выдержки из выступления политолога.
 
—  Г-н Рар, нужен ли Южный Кавказ Европейскому Союзу как организации, какое место этот регион занимает в международных координатах внешней политики Германии? Некоторое время назад президент Азербайджана буквально объявил о том, что это Азербайджан нужен Европе, а не наоборот, и что Азербайджан пойдет на сотрудничество с Европой только на равноправных правах.  
 
— Президент Азербайджана  прав. Евросоюзу позарез нужен азербайджанский газ как альтернатива российскому. Азербайджан и Армения являются участниками политики Восточного партнерства ЕС, у них та же цель, сблизиться с Европой. Европа приняла обе страны не только в стратегию партнерства, но и сделала их членами Совета Европы. Вопрос только, как двигаться дальше? Тут мешает и конфликт ценностей, территориальные проблемы, другие нестыковки. Думаю, что процесс сближения Южного Кавказа с ЕС будет длиться очень долго. Тут немаловажную роль сыграет турецкий фактор. Готова ли Турция при Эрдогане и после него дальше искать членство в ЕС?
 
– Укажите, пожалуйста, проблемы и вопросы международного характера, которые могут решить так называемый собирательный Запад и Россия друг без друга? Каким вы видите дальнейшее развитие так называемого конфликта ценностей между этими двумя сторонами? Какое место он занимает в букете противоречий?
 
— Запад и Россия могут  идти и в рознь, но тогда  проблемы Среднего Востока (условное наименование района Западной Азии, расположенного между Европой и Пакистаном, — прим. ред.) труднее будут решаться. В Европе после падения коммунизма Запад пытался вопросы безопасности решить без России. Свидетельство этому факт построения Европы на китах НАТО и ЕС без России. В мировой торговле — одна из самых главных площадок построения мира — Россия действует как суперэнергодержава. Можно без нее обойтись? Мнения расходятся. Конфликт ценностей — главное противостояние между Западом и Россией сегодня. Решить этот конфликт невозможно, противоречия вековые, традиционные. Это как Рим и Византия. Разное понимание законов цивилизации, права, демократии. Надо стремиться хотя бы вести уважительный диалог друг с другом.
 
Об интересной ситуации по Ирану
 
Снятие санкций с Ирана нейтрализует американские аргументы в пользу ПРО. Теперь американцы должны будут сказать, что ПРО нужен против России. Не думаю, что всем европейцем это понравится. Вопрос очень интересный.
 
Думаю, Иран в прежнюю Минскую группу ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта никто приглашать не будет. Какое видение у Ирана проблемы Карабаха? Турция тоже появлению Ирана в этом региональном миротворчестве не очень обрадуется. Ирану достаточно забот в Сирии, Ираке, теперь в Йемене. Иранская политика смотрит на юг.
 
Иран будет искать пути из теперешней изоляции. Дорога через Южный Кавказ в Европу будет долгой. И без, или в соперничестве, с Россией Ирану по энергетическим вопросам будет действовать сложно. Есть вариант быстро повернуть на азиатские рынки. Туда Тегеран пойдет через Центральную Азию.
 
О возможном расширении ЕАЭС и ШОС, о БРИКС
 
Азербайджан может войти в ЕАЭС в том случае, если его сближение с Евросоюзом полностью прервется. Азербайджану может стать интересен новый евразийский энергетический рынок, который создается Россией и Китаем, к которому подключается вся Центральная Азия и, может быть, Индия и Пакистан. Турция — вероятный кандидат на статус наблюдателя в ШОС. Это произойдет после того, как Россия и Турция договорятся по энергетическим вопросам. Иран имеет шансы стать полным членом ШОС.
 
Сирия не войдет в ЕАЭС. География и геополитика не разрешают. Но Сирия может когда-то появиться на повестке дня ШОС.
 
Думаю, что БРИКС пока символ попытки становления многополярного мира. Это то, что хотят лидеры России, Китая, Индии, Бразилии и т.д. А то бы они не приехали в далекую Уфу. Я не думаю, что мир через 10 лет останется однополярным. Вопрос только в новой структуре этого мира! БРИКС вряд ли. Может, новая биполярная система США — Китай. Может, Chimerika (от China + America, — прим. ред). Может, новая Евразия под китайским лидерством с Россией. Что касается ШОС, то это более серьезная организация. Она перенимает важные задачи для стабилизации Афганистана. ШОС из чисто российско-китайского проекта превращается в дееспособную архитектуру, связывающую евразийско-китайское пространство и Средний Восток. Посмотрим.
 
Процесс становления ЕАЭС тормозится украинскими событиями, но будет усиливаться в ответ на происходящее на Среднем Востоке. Казахстану ЕАЭС точно нужен для связей с Европой. Для Белоруссии ЕАЭС вопрос экономического выживания, для Киргизии и Таджикистана похоже тоже.
 
О вариантах решения украинского кризиса

 
Да, я думаю, что все конфликтующие стороны за исключением радикалов в частных вооруженных отрядах Украины и повстанцев, сейчас пришли к пониманию, что конфликт нужно решить. Хотя бы заморозить, наподобие Приднестровья. Что нужно для этого? Украинская сторона должна признать автономию Донбасса (особый статус, как в тех договорах, которые в свое время Ельцин подписывал с российскими регионами, останавливая, таким образом, развал России). Россия должна прекратить посылать военную помощь повстанцам и согласиться на мониторинг всей российско-украинской границы силами ОБСЕ.