Все опросы общественного мнения последнего десятилетия (даже последних 15-ти лет) свидетельствуют о том, что имидж Израиля в Германии — скорее отрицательный. Между тем, если судить по СМИ и социальным сетям, имидж Германии среди израильтян является весьма и весьма позитивным.
Доктор Арье Кизель из Хайфского университета подтверждает, что ситуация выглядит именно так. Значительная часть немцев (около 40%) верит в то, что Израиль ведет себя по отношению к палестинцам, как нацистская Германия по отношению к евреям. Некоторые обвиняют Израиль в «геноциде» палестинских арабов.
В связи с этим особенно интересны результаты исследования, проведенного совместно израильскими и немецкими учеными. Они проверили учебные пособия в двух странах. Доктор Кизель возглавлял израильский коллектив исследователей. Странно, что результаты этого исследования, опубликованные полтора месяца назад, не наши отражения в израильских СМИ. «В ходе исследования мне стало ясно, что в немецких учебниках Израиль представлен в более негативном и тенденциозном ключе, — говорит Кизель. — Немецкие эксперты были в шоке, обнаружив подобное. Не потому что они настроены антиизраильски. Напротив. Они просто не знали об этом».
Однако настоящим сюрпризом стали именно израильские учебники. Кого-то это может удивить, а некоторых, возможно, и возмутить, но Германия в учебниках, предназначенных для учащихся средних школ, представлена гораздо более объективно и многогранно, чем Израиль в немецких учебниках.
Вот что пишут немецкие эксперты о том, как в израильских учебниках описывается период Холокоста: «Очень редко используются такие выражения, как «грубый антисемитский характер», «были с жестокостью выброшены из вагонов»... Во всех учебниках представлен широкий спектр немецкого населения нацистского периода».
Германия в израильских учебниках представлена во всем многообразии национального, культурного и исторического спектра — со средневекового периода до наших дней. Немецкие исследователи отметили, что в израильских учебниках, описывающих период Второй мировой войны, упоминаются разные группы населения, которые преследовались нацистами — не только евреи (цыгане, гомосексуалисты, все, кто не соответствовал стандартам «высшей арийской расы»).
Кизель подчеркивает, что действительно можно увидеть прогрессивные изменения, произошедшие в подаче немецкой темы в израильских школьных учебниках по сравнению с 1950-60-ми годами прошлого века. Израильтяне стали объективно описывать историю Германии. Между тем немецкие учебники описывают израильскую реальность почти исключительно с точки зрения оккупации территорий.
Вот что пишут авторы исследования: «Нередко названия глав учебников, касающиеся Израиля, сформулированы некорректно, осуждающе и даже провокационно — в стиле заголовков средств массовой информации, с явной целью вызвать эмоциональные реакции учеников. Некоторые названия граничат с политической оценкой («Напрасные надежды», «Ненависть между народами»). Израиль зачастую представляется в качестве проблематичного государства, основного виновника конфликта на Ближнем Востоке».
Иными словами, израильтяне проявляют к немецкой истории понимание — даже когда речь идет о тяжелейшем периоде войны. Чего нельзя сказать о немецких учебниках.
Хуже всего то, что Израиль в немецких учебниках описывается исключительно в контексте «конфликта». Подлинная история демократического государства, которое вновь и вновь подвергалось нападению с момента своего создания, вообще отсутствует в немецких школьных пособиях. Нет ни слова об особом культурном явлении, каковым является Израиль. Ивритская культура, возрождение языка, израильская наука — всего этого нет в немецких учебниках. Но это известное явление во всем мире. Для большинства студентов на Западе Израиль существует лишь в контексте палестинского конфликта.