Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему арабо-израильский конфликт является религиозным?

© AP Photo / Mahmoud IlleanПалестинцы молятся в мечети аль-Акса во время месяца Рамадан
Палестинцы молятся в мечети аль-Акса во время месяца Рамадан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе нам снова довелось услышать призывы разного рода мусульманских деятелей к запрету на присутствие евреев на Храмовой горе в Иерусалиме. Это, по их мнению, должно предотвратить превращение палестино-израильского конфликта в религиозный.

На прошлой неделе нам снова довелось услышать призывы разного рода мусульманских деятелей к запрету на присутствие евреев на Храмовой горе в Иерусалиме. Это, по их мнению, должно предотвратить превращение палестино-израильского конфликта в религиозный.

Данное предостережение не является изобретением мусульман. Они переняли его у израильских левых. Израильские левые бесконечно, во всех вариациях, повторяют эту фразу: «Не превращайте конфликт в религиозный».

Иногда эта фраза используется для того, чтобы изобразить правых радикальными националистами. Иногда — чтобы охладить религиозных крайне правых экстремистов. В этом случае фраза звучит так: «Хорошо, что раввины понимают опасность вмешательства религии в национальные вопросы». Самый распространенный вариант этой фразы звучит так: «Арабо-израильский конфликт — конфликт территориальный, не нужно представлять его в качестве религиозного».

Это касается не только проблемы Храмовой горы. В контексте поселенческой деятельности в Иудее и Самарии происходит то же самое. Как только кто-то посмеет произнести нечто имеющее отношение к религии, немедленно раздаются предостерегающие голоса: «Не превращайте территориальный конфликт в религиозный».

Мне жаль вас разочаровывать, но этот конфликт нельзя превратить в религиозный. Просто потому, что он таковым, собственно, и является. И никогда не был ничем иным.

Я отнюдь не имею в виду лишь активистов движения Гуш-Эмуним  (которые сегодня вместе со своими сторонниками и продолжателями составляют двузначный процент населения Израиля). Люди Гуш-Эмуним, естественно, не стремились бы к заселению Иудеи и Самарии, если бы не прочли в Торе, что эта земля обещана Всевышним народу Израиля. Я не говорю также и о тех, кто стремится совершить восхождение на Храмовую гору. Они не испытывали бы этого стремления, если бы в священных текстах не было ясно указано на то, что Храмовая гора является самым святым местом для еврейского народа и там должен стоять Храм. Я говорю о сионистской революции в целом. Якобы секулярной революции. Эта революция никогда бы не произошла без двухтысячелетнего стремления рассеянного по миру народа вернуться на Святую землю. Выскажусь более прозаически: сионистская революция была бы невозможна без религиозной основы.

Без древней еврейской мечты вернуться в свою страну (и построить Храм) сионистская революция никогда не состоялась бы.  Да, в намерения тех, кто совершил эту революцию, не входила реализация какого-либо религиозного плана. Напротив. Они полагали, что таким образом им удастся расторгнуть свои отношения с Торой. Ну и что? Дорога в рай вымощена плохими намерениями. В конечном итоге они сделали все правильно. И совсем не важно, что они имели в виду.

Арабо-израильский конфликт является религиозным в своей основе. Если это так, то почему левым столь важно изображать его в качестве территориального? Это уже вопрос идентификации. Рядовой израильтянин склонен вытеснять из своего сознания тот факт, что сионистское движение стремилось в Святую землю, поскольку сионистскую идею питала энергия древней страсти.

Среднестатистический израильтянин склонен вытеснять из своего сознания тот факт, что он идет служить в армию по религиозным причинам и ходит на резервистские сборы по религиозным причинам. Ему нравится верить в то, что речь идет о территориальном конфликте. Ведь территориальный конфликт — явление прогрессивное и понятное. Религиозный конфликт — явление неприятное, стыдно чувствовать себя участником подобного конфликта. Скажу так: среднестатистический израильтянин склонен верить в то, что арабо-израильский конфликт является территориальным не по рациональным, а по вполне религиозным причинам.

Кроме того, левые пытаются установить правила игры, в соответствии с которыми демократия позволяет бороться за религиозное мировоззрение исключительно в приватной сфере, но не национальном уровне. Тот, кто полагает, что общественное пространство и управление страной должно функционировать по законам Торы, не имеет права вести открытую борьбу за свое мнение в рамках демократической игры. По мнению левых, те, кто рассматривает государственно-политические вопросы через религиозную призму, должны молчать. Именно поэтому левым так важно подчеркнуть, что конфликт носит исключительно территориальный характер. И ни в коем случае не религиозный.