В июле в Чешской Республике снова побывали американские штурмовики А-10 Thunderbolt II, которые приняли здесь участие в учениях прямой авиационной помощи. Одновременно с этим в США продолжается борьба за будущее этой иконы авиации, которую часть военного и гражданского руководства хотела списать. Однако оно столкнулось с неожиданно резким отпором сторонников «Бородавочника», как прозвали штурмовик, и, похоже, прославленный самолет останется на вооружении.
Штурмовик А-10, крайней неприятный внешний вид которого принес ему прозвище Warthog (Бородавочник), впервые поднялся в воздух еще в 1972 году. Он появился вследствие работы над ошибками Вьетнама, где обнаружился недостаточный уровень поддержки с воздуха, к чему потом еще прибавились опасения в связи с численным превосходством оборонных сил Варшавского договора. Поэтому А-10 был разработан, прежде всего, как «убийца танков» для гипотетического конфликта в Европе. Так, согласно техническим предписаниям ВВС США, получился самолет, который приобрел огромное число восторженных поклонников.
Одна из причин — это его почти невероятная стойкость: он способен лететь, даже потеряв треть крыла, половину хвостовой части и один из двух двигателей. У А-10 также имеется исключительное вооружение, которое включает, первое, 30-мм семиствольную пушку Avenger, которая со скоростью 4200 выстрелов в минуту выпускает снаряды огромной поражающей силы из обедненного урана. Эта пушка может пробить броню танка, а другие машины поменьше она буквально рвет на куски. Кроме того, легендарный «Бородавочник» может взять на борт более 7 т управляемых и неуправляемых бомб и ракет разного типа.
Но не стоит думать, что этот дозвуковой самолет неповоротлив. Своей маневренностью на малых высотах он превосходит даже истребители, а после проведения атаки он может повернуть и снова ударить по той же цели всего за семь секунд. Он также отличается хорошей управляемостью (нужды в двухместном тренировочном варианте не было никогда), низкими расходами на эксплуатацию и простым обслуживанием, чем очень отличается от ряда самых современных типов.
Все свои способности А-10 прекрасно продемонстрировал во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда лишил Саддама Хусейна около 1000 танков, 2000 другой бронетехники, 1200 единиц артиллерии и многих других видов техники. Выдающаяся эффективность А-10 проявилась и на Балканах и в Афганистане. Особенно в суровых условиях последней «Бородавочник» проявил себя как отличный инструмент поддержки с воздуха.
Это был четкий ответ всем тем, кто полагал, что (мнимый) конец периода межгосударственных симметричных конфликтов означает и конец использования «убийцы танков». Кстати, нечто очень похожее говорилось и о самих танках и о боевых вертолетах. Но все это якобы устаревшее вооружение вскоре показало себя как чрезвычайно полезное и в ассиметричных войнах. Так что по этой причине «Бородавочник» был модернизирован до модели А-10С, оснащенной современным оборудованием для использования высокоточного оружия.
Однако проект бюджета ВВС США на 2015 год предполагал скорое списание штурмовиков А-10. Это объяснялось тем, что их роль на себя возьмут F-35 и беспилотники. Но вскоре выяснилось, что в сообщество поклонников «Бородавочника» входит и значительная часть Конгресса, так что намерение списать этот самолет столкнулось с решительным отпором. Кроме того, преследуемый постоянными техническими, временными и финансовыми проблемами F-35 просто не обладает той прочностью и вооружением, которые могли бы действительно эффективно заменить А-10 в оказании прямой поддержки с воздуха.
В итоге спор о будущем А-10 превратился в центральный вопрос дискуссии о бюджете Пентагона, чего сторонники списания штурмовика явно не ожидали. Напротив, фанаты «Бородавочника» заручились новыми аргументами в связи с событиями на Украине и укреплением Исламского государства. В операции против ИГИЛ эти самолеты действительно участвовали — и снова с большим успехом. Так что ВВС пришлось признать, что лучшего самолета для боевых задач у них нет.
Вместо первоначальных планов по скорому списанию А-10 появились совершенно иные, в том числе очередная модернизация, которая позволит «убийце танков» прослужить еще несколько лет (говорят, до 2040 года!). Часть списанных самолетов может быть продана за рубеж, например, в арабские страны или Южной Корее. И если раньше утверждали, что специальный штурмовик — это анахронизм, то теперь начинают говорить о том, что в перспективе может появиться новый штурмовик как прямая замена А-10.
Кстати, напрашивается сравнение с другим, единственным из существующих самолетов этой категории — с российским Сухой Су-25, который у нас прозвали «Грабли» или «Лягушка». В чем-то он, по сравнению с А-10, лучше, в чем-то хуже, но, как бы там ни было, он тоже себя чрезвычайно хорошо зарекомендовал, и российские ВВС поэтому никогда не планировали его списывать. Су-25 модернизируется. Кроме того, начался проект по разработке его замены, то есть созданию нового штурмовика под кодовым названием «Шершень».
Это совершенно понятно, и не только потому, что идея о конце эры межгосударственных войн оказалась ошибочной. Сегодня в тренде — «гибридные войны», в которых сочетаются методы и техника симметричных конфликтов регулярных армий с партизанскими и террористическими практиками. Это можно видеть как на Украине, так и в случае Исламского государства. Для действий в подобных условиях специальные самолеты являются, в общем-то, оптимальным средством.
Тут можно высказать одну провокационную и спекулятивную идею. Хорошо известно, что сепаратисты из Луганской Народной Республики располагают как минимум одним Су-25, который использовали как минимум для одного удара. А что если бы на Украине появилось несколько А-10, которые бы принадлежали какой-нибудь сомнительной частной компании, и в которых сидели бы наемники, оплачиваемые Киевом? Как минимум было бы очень интересно следить за тем, что «Бородавочник» сделал бы с танками в «Новороссии»!
Самолеты-штурмовики А-10 продемонстрировали свои способности в нескольких конфликтах самых различных типов и везде отлично справлялись с задачей. Конструкция «Бородавочника» не нова, но, несмотря на это (или, может, именно поэтому?), у нее по-прежнему есть огромный потенциал и большой спектр использования. К счастью, у А-10 также много поклонников, которые, наверное, воспрепятствовали его списанию. Вспомним, что А-10 первоначально был разработан для обороны Западной Европы, и будем надеяться, что в его экстренном использовании в этой роли никогда не будет нужды. Но будем также надеяться и на то, что (не только) поэтому прославленный «Бородавочник» будет продолжать летать.