Год назад в ответ на санкции ЕС, введенные в связи с украинским кризисом против Российской Федерации, последовало ограничение ввоза европейской продуктовой продукции на территорию России. Насколько серьезно данное обстоятельство отразилось на жизни чешских предприятий?
Более всего запрет ввоза в Россию продуктов питания почувствовали чешские производители молочной продукции. Экспортные поставки в Россию прекратились полностью. Для порядка тысячи тонн сыра, 500 тонн масла и 1500 тонн сухой молочной сыворотки пришлось искать иные рынки сбыта. К категории убытка пришлось отнести и инвестиции, осуществленные в рекламную кампанию на чешские свежие молочные продукты.
«Чешско-моравский союз производителей молока с 2013 года реализовал в России рекламную программу, в которую до введения эмбарго было вложено 1,5 миллиона евро. Получить результат не получилось. В момент, когда инвестиции должны были начать окупаться, были введены санкции со стороны России, которые будут действовать минимально до июня следующего года», — говорит Иржи Копачек, председатель Чешско-моравского союза производителей молока. Значительные опасения в связи с российским эмбарго появились у фруктовых фирм.
«Сразу с момента введения санкций на треть упали цены яблок. Эмбарго привело к тому, что на рынке ЕС осталось на 1 миллион тонн яблок больше, чем в предыдущие годы, так как Россия является самым крупным покупателем», — комментирует председатель Союза производителей фруктов Чешской Республики Мартин Лудвик. Из-за перепроизводства в стране пришлось на 11% сокращать площади садоводческих хозяйств.
Почувствовала Чехия и общеевропейское сокращение поставок продуктовых товаров в Россию. ЕС до эмбарго являлся поставщиком в Россию 800 тысяч тонн свинины.
«Цена поросят, выращиваемых на мясо, стала в текущем году на 12-13% меньше, чем годом раньше. Чешская Республика свинину непосредственно в Россию не экспортировала. Это проблема рынка Европейского союза в целом. Мясо, которое отправлялось в Россию из Дании, Бельгии и Голландии, осталось на общеевропейском рынке. Поэтому существует значительное давление на цены. Одним словом — перепроизводство», — разъясняет Ян Стибл, директор Союза свиноводов.
Практически нулевое влияние российское эмбарго имело на чешских овощеводов, так как прямых поставок не было. Чехия почувствовала лишь давление на снижение цен из-за переполненности общеевропейского рынка.
«В Россию экспортировали поляки, голландцы и иные страны. Возник переизбыток товара, который производители стремились продать на внутреннем европейском рынке, из-за чего деформировались цены», — подчеркивает председатель Овощного союза Чехии и Моравии Ярослав Земан.
По данным Министерства промышленности и торговли общий объем экспорта чешской продукции в Российскую Федерацию сократился на треть. Главная волна снижения относится к первым пяти месяцам 2015 года.
«Если говорить об относительных показателях, то сокращение выражено 31,3%. В долларовом выражении — 42,4%. Если перевести данные показатели на сумму потерянного дохода, то это порядка 15 миллиардов крон (545,5 миллиона евро)», — подводит итог пресс-секретарь Министерства промышленности и торговли Чешской Республики Франтишек Котрба.