Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Маневрировать более чем тремя тысячами тонн стали, оснащенными многочисленными приборами, топливными отсеками и оружием, распределенными на пространстве в 122 метра в длину и 14 в ширину, в окружении пристаней, непросто. Нужна концентрация. Абсолютная концентрация. Задействован почти весь экипаж, состоящий из более чем 200 военных.

По одну сторону — русские на своих бомбардировщиках, по другую — НАТО с фрегатами и эсминцами. Вот, что фиксирует судовой журнал во время учений, которые проходят в Черном море под руководством португальского адмирала, командующего одним из кораблей постоянных военно-морских сил Североатлантического альянса — «Д. Франсишку де Алмейда» (D. Francisco de Almeida). Специальный репортаж Экспрессо.

Атлантический океан, Средиземное море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфор. В июле фрегат «Д. Франсишку де Альмейда» совершал плавание за более чем 2600 морских миль от Лиссабона (около пяти тысяч километров). В Черном море он выполнял свою первую миссию НАТО. Португальское судно и голландский фрегат «Тромп» вплоть до декабря формируют ядро одного из двух отрядов патрульной службы Североатлантического альянса — Первой постоянной военно-морской группы НАТО (SNMG1). Командовать этим военно-морским подразделением до Рождества будет контр-адмирал Сильвештре Коррейя (Silvestre Correia), 55 лет, 37 лет во флоте.

Оба судна впервые заходят в воды, омывающие не только присоединенный Россией украинский полуостров Крым и одну из крупнейших российских военно-морских баз в Севастополе, но и берега стран бывшего Варшавского договора, Болгарии и Румынии, в настоящее время членов оборонного союза, который на протяжении уже более чем десяти лет простирается далеко за пределы Северной Атлантики.

Голландцы и португальцы находятся здесь, чтобы способствовать укреплению безопасности путем интенсивного военного присутствия НАТО. Помимо SNMG1, здесь также находится один из двух минных тральщиков. Португальский и голландский фрегаты прибыли, чтобы принять участие в двух совместных учениях: одно — с болгарским флотом, другое — с румынским.

В своем эксклюзивном репортаже с борта «Д. Франсишку де Алмейда» Экспрессо проследил за посадкой на борт генерального штаба в составе 21 офицера шести различных национальностей, совместные учения с болгарами в Breeze 2015, где также участвовали американский и румынский корабли.

Между 8 и 10 июля эти военно-морские подразделения пытались обнаружить и потопить потенциальные вражеские подводные лодки, корабли и истребители. И, как и ожидалось, все происходило под пристальным наблюдением русских. Далее следует наш вахтенный журнал...

До скорой встречи, пристань Варны!


Варна, 8 июля. 6:20 утра. «В данный момент идем левым галсом со скоростью примерно 2-3 узла». Нам навстречу с левой стороны дует легкий ветерок, понятно. «Видимость: небо ясное. Температура воздуха: 20 градусов. Прогноз на сегодня: ветер северо-восточный, умеренный, между 10 и 15 узлами ближе к концу периода, видимость хорошая. В период миссии осадков не ожидается. Штиль».

За несколько минут до отправления штурман лейтенант Монтейро Тейшейра (Monteiro Teixeira) дает командиру корабля Мануэлю Сильвештре Коррейя (Manuel Silvestre Correia) всю информацию, необходимую для начала отплытия.

За словами военного скрывается незабываемый рассвет на безмятежно пробуждающемся близлежащем пляже. Но в главном командном пункте «Д. Франсишку де Алмейда» царит напряжение.

Маневрировать более чем тремя тысячами тонн стали, оснащенными многочисленными приборами, топливными отсеками и оружием, распределенными на пространстве в 122 метра в длину и 14 в ширину, в окружении пристаней, требует концентрации. Абсолютной концентрации. Задействован почти весь экипаж, состоящий из более чем 200 военных. На палубе отвязывают швартовы. Морские пехотинцы стоят в бронежилетах и шлемах и внимательно следя за происходящим. В эти моменты корабль особенно уязвим. Особенно если атака будет осуществляться небольшими судами. Более маневренными. Асимметричные атаки — так это зовется в военной терминологии.

«Чем ближе судно находится к береговой линии, тем выше вероятность нападения», — объясняет Фернанду Фонсека (Fernando Fonseca), официальный помощник адмирала Сильвештре Коррейя по связям с общественностью. Внутри судна действуют команды, распространенные на несколько палуб. «Есть ряд вещей, которые во время маневров могут пойти не так», — объясняет он. Они готовы бороться с потенциальным пожаром или затоплением. Но в назначенное время по направлению к солнцу судно португальского флота выходит в открытое море. И «Тромп» следует за ним...

Смотрите-ка — русские

Хотя это было вполне ожидаемо (и такие опасения, как рассказал нам позже адмирал Сильвештре Коррейя, были), однако наличие российского судна вдали от берегов Варны заставило привести экипаж в боевую готовность.

Снайпер со своим винчестером занимает позицию на правой стороне судна. Калибр 7,62 мм. Дальность 1200 метров. «Российский патруль примерно в двух милях от нас. Флаг не поднят, но по номеру на галсе визуально подтверждаем, что это российское судно, оснащенное ракетами “поверхность-поверхность” и “поверхность-воздух”, на борту также имеется 76-миллиметровое артиллерийское орудие», — сообщает командир ГКП «Д. Франсишку де Алмейда» Вештия Кагарринью (Vestia Cagarrinho).

«Сейчас судно еще не связалось с нами по радио. Оно только наблюдает за нашими движениями и движется вблизи на низкой скорости, около пяти узлов, примерно девять километров в час. На нем также выключено оборудование, позволяющее его идентифицировать. Тем не менее, корабль подает сигналы радара, и наши приборы уже зафиксировали его электромагнитные волны», — продолжает он.

Речь идет об «Ивановце», состоящем на службе Черноморского флота России с декабря 1989 года. 56 метров в длину на десять в ширину. Водоизмещением 493 тонны.

«Во время нашего пребывания в Черном море эта ситуация будет повторяться. Она ожидаема и находится в пределах нормы. И не представляет никакой угрозы. То, что русские делают здесь, мы делаем у себя, когда обнаруживаем российские корабли в нашем море. Здесь речь не идет о враждебности. Это обычные действия, предпринимаемые русскими, особенно, когда в Черном море появляются корабли США и НАТО», — снимает напряжение командир Кагарринью. Так оно и есть. Эсминец USS Porter имеет на борту ракеты дальнего радиуса действия, способные достичь Москвы.

Зачаточная стадия тактических действий

Присутствие русских ни на йоту не изменило первоначального плана. Боевые учения продолжаются: проходит тренировка отражения атак противника на поверхности, в воздухе и под водой. «Доктрина НАТО у болгар укоренена не в такой степени, как у нас. Их учения проще тех, что обычно проводим мы, и не так часты», — объясняет командир Кагарринью.

А адмирал Сильвештре Коррейя подтверждает: «Эти учения носят весьма специфический характер и спланированы в соответствии с национальными интересами (Болгарии), участие в них для нас также имеет большое значение, в особенности то, что касается унификации соответствующих процедур и создания необходимого взаимодействия между силами НАТО и местными странами, которые, как мы знаем, совсем недавно присоединились к блоку, и, следовательно, их тактика и предпринимаемые действия находятся еще на зачаточной стадии». А русские? Ждали вас? Объяснение следует в каюте командира корабля.

Игла в стоге сена

Наступает ночь, и португальский адмирал бросает силы на поиски подводной лодки ВМС Турции — иголки в стоге сена. Если потопить ее, как говорят эксперты по морскому бою, является несложным делом, то обнаружить ее гораздо сложнее. Но достаточно перископу всплыть на поверхность, как подлодка становится легкой добычей.

«В данный момент мы исследуем район последнего обнаружения подводной лодки, чтобы попытаться понять, где она находится сейчас и что делает. Поскольку кораблей несколько, из соображений безопасности они будут разделены на две группы. У каждой из групп будет возможность исследовать свой участок, попробовать найти ее и вывести на поверхность. Корабли следуют стаей, то есть бок о бок со включенными гидролокаторами, чтобы вычислить вероятное местоположение подводной лодки», — рассказывает лейтенант Алвеш Тейшейра (Alves Teixeira), взглядом следя за одним из многочисленных экранов главного командного пункта португальского фрегата, что на пять этажей ниже командирского мостика. Именно сюда стекается вся информация, полученная датчиками и радарами. Таким образом это и другие военно-морские подразделения объединяют свои силы. Сложная система позволяет обмениваться всей поступающей информацией, но на экране показываются только самые надежные данные. «Сообща нам удается улучшить собственные возможности обнаружения и идентификации сил противника. Мы могли бы даже выключить все датчики “Д. Франсишку де Алмейда” и все равно продолжим видеть то, что происходит вокруг нас», — говорит Алвеш Тейшейра.

Гидролокатор — выкл., радар — вкл.

Если первая ночь прошла в поисках подводной лодки, то второй день будет посвящен попыткам сбить два МиГа-25 болгарских ВВС, которые в полдень появятся в небе. Их миссия заключается в том, чтобы напасть на корабль, классифицируемый как «ценная единица», который необходимо защитить. Прочие корабли окружают его, создавая вокруг судна своего рода пузырь. Каждое судно должно обеспечивать безопасность в своем радиусе той «ценной единице», которая следует в центре этого пузыря.

На этот раз мы следим за учениями с «Тромпа», голландского фрегата, специально оборудованного радаром, который позволяет на дальних дистанциях выявлять зенитные ракеты. В ГКП офицер ПВО пытается обнаружить вражеские истребители. «Желтый сигнал воздушной угрозы. Предполагается, что в любой момент на судно может быть осуществлена атака, но пока в системе нет никаких указывающих на это данных. Как только они появляются, сигнал становится красным», — объясняет помощник по связям с общественностью SNMG1 Фернанду Фонсека.

Когда показываются истребители, корабли начинают делать череду зигзагов, отклоняясь от курса на 180 градусов как по правому, так и по левому борту. Таким образом они стараются избежать потенциального вражеского огня. И все заканчивается через несколько минут, как нас уверяет один из военных «Тромпа», двумя виртуально сбитыми самолетами. Воспользуемся случаем и разделим с экипажем ликование победы, а затем отправимся знакомиться с этой почти родственной душой португальского фрегата...

Последние снаряды

В третий день, прежде чем на закате пришвартоваться в Варне, еще есть время для боевых стрельб из 76-миллиметрового орудия, установленного в носовой части «Д. Франсишку де Алмейда». Корабли выстраиваются в очередь, построение 1 или, по военной терминологии, formation foxtrot, и на определенной позиции совершают пять выстрелов снарядами без какого-либо взрывчатого вещества по белому контейнеру, служащему в качестве мишени.

В минуты, предшествующие стрельбам, все время проходит проверка того, существуют ли в зоне огня какие-либо объекты: летательные аппараты и другие корабли. Кроме сотрудников ГКП, за ходом учений следят наблюдатели с биноклями, расположившиеся на обоих крыльях капитанского мостика. «По левому борту свободно. По правому борту свободно», — сообщают военные. Огонь!

Возвращение в Варну не означает гарантированного отдыха. Для адмирала Сильвештре Коррейя и его помощников дни, проведенные в портах с миссиями НАТО, наполнены бесчисленными встречами с представителями гражданской и военной власти. Для экипажа корабля все начинается буквально заново. Как только корабль пришвартовывается к пристани, уже требуется вывести из ангара вертолет Lynx и установить огромный навес на полетной палубе. На следующий день Португалия устраивает прием, чтобы отблагодарить болгар за проявленное гостеприимство. В течение 48 часов «Д. Франсишку де Алмейда» снова отплывает, теперь уже по направлению к Констанце, Румыния. Впереди новые учения. Еще ближе к Севастополю.