Необходимо, чтобы вооруженные силы обеих сторон вели активный диалог и делали более прозрачными собственные намерения относительно пропагандируемых военных маневров — такой призыв звучит в докладе британской организации «Сеть европейского лидерства» (European Leadership Network). Каждая серия боевых учений в данный момент рассматривается как «провокация».
Интенсификация военных учений России и НАТО, оправдываемая необходимостью подготовки к возможному конфликту, делает все более вероятным реальное столкновение этих двух сил, предупреждает в своем докладе «Европейская сеть лидерства» (ELN).
«Каждая серия учений вооруженных сил обыкновенно рассматривается другой стороной как провокация и только подпитывает динамику недоверия и непредсказуемости», — заявляет Ян Кернс (Ian Kearns), президент ELN — организации, призывающей стороны к более продуктивному диалогу.
Большая степень прозрачности в том, что касается военных маневров, и прекращение эскалации этих подлинных игр в войну — таковы еще два совета, дополняющие обращенные к Москве и НАТО рекомендации по заключению договора, который бы ввел ограничения на вид оружия, размещаемого у границ России и НАТО.
Доклад, опубликованный под названием «Готовимся к худшему: повышают ли военные учения России и НАТО вероятность войны в Европе», анализирует две последние серии учений, в одной из которых приняли участие 80 тысяч российских военных из воинских подразделений со всей страны, а в другой — прошедшей в июне под эгидой НАТО на воздухе, земле и в море — 15 тысяч военнослужащих из 22 стран.
Столько бы пресс-секретари с обеих сторон ни утверждали, что «данные операции направлены против гипотетических врагов, характер и масштабы этих учений указывают на иное, — подчеркивается в докладе, — Россия готовится к конфликту с НАТО, а НАТО готовится к возможной конфронтации с Россией».
Еще в ноябре прошлого года доклад, подготовленный той же организацией, призывал обратить внимание на растущую напряженность в отношениях между НАТО и Москвой. В то время собранные данные свидетельствовали о том, что конфликт на Украине усиливал недопонимание между Западом и Россией, кроме того было перечислено 40 «опасных или чувствительных» инцидентов, которые могли бы ускорить начало конфликта.