В среду получена неофициальная информация о том, что Россия может прекратить транзит угля через Рижский порт, сказал в интервью передаче Латвийского Телевидения Rīta Panorāma председатель правления Рижского свободного порта, вице-мэр столицы Андрис Америкс. Почему это произойдет, господин Америкс не пояснил.
Очевидно, информация доставлена в традициях мафии — в виде дохлой рыбы или наподобие этого. В свою очередь, представители компании Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога) сообщают: «из-за плохого состояния путей» Россия решила начать ремонт, а это означает, что объем грузов на латвийском направлении в течение двух месяцев будет ограничен.
Из России и раньше поступали сигналы о том, что некоторым видам бизнеса придется нелегко, если Латвия не проявит политическую уступчивость. На самом деле власть имущим России не нужно делать такие намеки. У нас в Латвии достаточно много «заинтересованных» лиц, которые время от времени любят пожаловаться, что «все позитивное сразу же будет испорчено», если, к примеру, в Риге состоится шествие легионеров, или если в Латвии будут дискутировать о переводе русских школ на обучение на государственном языке, или если Латвия чрезмерно активно будет поддерживать санкции в отношении России. Мы хорошо знаем этих «адвокатов» — Василий Мельник, Юрис Савицкис, Янис Урбанович.
На этот раз все немного иначе. Сообщение о прекращении транзита угля появилось через несколько дней после задержания (в связи с подозрениями в получении взятки) шефа Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса. Магонис, как известно, характеризуется как человек, у которого очень хорошие отношения с влиятельным (и приближенным к Путину) Владимиром Якуниным. Америкс в своих высказываниях воздержался от упоминаний об этом. Зато депутат Европейского парламента от «Согласия» Андрей Мамыкин был откровенен: задержание Магониса, по всей вероятности, уменьшит транзит железнодорожных грузов из России в Латвию, потому что «в российских бизнес-кругах многое зависит от личных контактов».
Что это значит? И ранее предпринимались попытки повлиять на политический курс Латвии при помощи экономических рычагов, а теперь уже похоже на попытку повлиять на правоохранительные учреждения и судебную власть другого государства. Возможно. В Москве это привычное дело, но вообразить, что так же можно действовать в других странах… Кажется, Россия решила испытать наши подлинные ценности!