В минувший вторник в иерусалимском квартале Абу-Тур открылся кинокомплекс «Ес Планет». В соответствии с планами предпринимателей, он будет работать и по субботам. Этот факт вызывает бурю возмущения у ультраортодоксальных и религиозных жителей города.
«Ес Планет», по-видимому, станет новым символом борьбы между секулярными и религиозными жителями города, претендующего на звание «города мира», но фактически являющегося местом бесконечных кровавых сражений. Стоит внимательно следить за тем, что будет происходить вокруг нового кинокомплекса. Борьба вокруг «Ес Планет» может стать судьбоносной для израильского столицы — на долгие годы.
Иерусалим на протяжении многих лет покидают его жители, мигрируя в другие города страны. Молодое светское население Иерусалима уменьшается с каждым годом. Молодые иерусалимцы покидают город, в котором родились и выросли. За ними нередко уезжают и родители.
Каждая пожилая иерусалимская пара может рассказать подобную историю, произошедшую в ее семье. Сыновья и дочери уже давно живут в других городах. Целые семьи переселяются в города приморской равнины. Попытка убедить студентов, обучающихся в Иерусалиме, остаться по окончании учебы в городе, не увенчались особым успехом, несмотря на все усилия мэра Нира Барката, многое сделавшего для улучшения внешнего облика израильской столицы.
Демографическая ситуация в Иерусалиме такова: из 850 тысяч жителей города — около 40 процентов палестинские арабы, еще 40 процентов — еврейские ультраортодоксы. Остальные — ивритоговорящие израильтяне, светские и умеренно религиозные. Это совершенно другой город по сравнению с тем Иерусалимом, в котором я рос в 1960-е. Тогда это был открытый и плюралистический город. В него стремились попасть молодые люди со всего Израиля и других стран мира. Они покупали здесь квартиры, создавали семьи.
Тедди Коллек понимал это. Биньямину Нетанияху также стоит это осознать: тот, кто хочет сохранить Иерусалим в качестве исторической, национальной столицы Израиля и еврейского народа, в качестве открытого и процветающего города, обязан позаботиться о том, чтобы в нем жило производительное население. Более того, он обязан инвестировать миллиарды с целью стимулирования миграции такого населения в Иерусалим из других мест Израиля — программистов, ученых, представителей творческих профессий.
Эти люди хотят одного — свободно дышать в городе, в котором живут. Им тоже необходимо субботнее отдохновение — такое, каким они его понимают. И это понимание, по-видимому, полностью отличается от религиозного, ультраортодоксального. Они хотят вместе с членами своих семей проводить досуг в местах отдыха: смотреть фильмы, посещать культурные мероприятия, плавать в бассейне, сидеть в кафе, обедать в ресторанах, болеть за любимую команду на стадионе.
Но что происходит в реальности? Город отвергает их. Святость субботы — важная ценность. В Иерусалиме в шабат существует особая атмосфера. Многие секулярные граждане с удовольствием ее воспринимают. Но невозможно навязывать субботний «комендантский час» людям, которые фактически спасают этот город. В наших общих интересах — сделать город более открытым, найти компромиссное решение.
Правительство вкладывает миллиарды в муниципальную инфраструктуру, но не тратит ни шекеля, чтобы добиться изменения состава населения столицы. Это большая концептуальная ошибка. Мэр Нир Баракт с гордостью сообщает о том, что на десять процентов выросло число арабских жителей Иерусалима, желающих получить израильское гражданство. Он считает это достижением. Я считаю это катастрофой. Арабские жители Восточного Иерусалима, большая часть которых с враждебностью относится к Израилю, должны были стать гражданами Палестинского государства, которое вряд ли будет создано.
Двунациональное государство создается сегодня в двунациональном Иерусалиме. Город, где стоит гора Сион, становится — с арабским и ультраортодоксальным еврейским большинством — первым антисионистским городом в истории государства Израиль.