Недавно я обнаружила объявление о наборе работников в известную рекламную фирму. Визуальная часть этого объявления представляла собой изображение гнилого банана со следующим слоганом: «Мы предпочитаем вас свежими».
Я была потрясена, прочитав этот слоган. По мнению рекламного агентства, если вы приближаетесь к сорокалетнему рубежу, вы представляете собой «гнилой банан». А если вам исполнилось 50 — вас вообще следует выбросить в мусорное ведро.
В рекламном и медийном бизнесе мобилизация молодых кадров — явление известное и распространенное. Это объясняется тем, что молодые сотрудники якобы лучше разбираются в современных средствах коммуникации, оперативнее реагируют на новые медийные и технологические тенденции. В то же время сотрудники среднего возраста воспринимаются как «старики», одной ногой стоящие в могиле.
Пришло время сказать правду о сложившейся ситуации: многие уволенные с прежних мест работы сталкиваются оскорбительным и высокомерным отношением к себе, лишенным всякого основания. Вместе с тем, любое учреждение и коммерческое предприятие имеет право выбирать сотрудников по тем критериям, которые кажутся им подходящими.
Мы живем в рамках культуры «бумажной салфетки» — вас используют и выбрасывают за ненадобностью. Талантливые люди, обладающие богатым профессиональным опытом, не могут найти работу в результате откровенно эйджистской политики, преобладающей на рынке труда. Дискриминация по возрастному признаку становится повсеместной. Эта тенденция значительно усилилась в последние десять лет. Таковы результаты американизации израильского рынка труда. Хотя в большинстве случаев именно в возрасте сорок лет и выше человек находится на вершине своего профессионального уровня, обладая огромным опытом и проявляя высокую производительность труда. Однако сорокалетние сотрудники первыми получают уведомления об увольнении.
Потеряв работу в этом возрасте, человек с трудом находит применение своим способностям на рынке труда. Этому есть ряд причин: во-первых, уровень заработной платы и должности, к которым он привык, становятся недоступными для него после увольнения в этом возрасте; во-вторых, поколение молодых руководителей, опасаясь конкуренции, прилагает максимум усилий, чтобы не допустить появления на рабочем месте опытного профессионала с многолетним опытом.
И здесь начинается настоящая Виа Долороза, скорбный путь. Шансы образованных мужчин в возрастной категории 45-54 года найти работу составляют 64%. Шансы мужчин в возрасте 55-59 лет снижаются до 35%.
У образованных женщин в возрастной категории 45-54 года шансы найти работу составляют 84%. А в возрастной группе от 55 до 59 лет — всего 50%. Когда же речь заходит о людях менее образованных — цифры снижаются еще больше.
Это приблизительные данные, которые не отражают всю полноту картины. Многие впали в отчаяние в ходе поисков работы, столкнувшись с дискриминацией по возрастному признаку, и их имена не фигурируют в отчетах по безработице Центрального статистического бюро.
В сфере высоких технологий ситуация немногим отличается от описанной выше. Согласно статистике, 52% специалистов в сфере хай-тек, находящихся в поисках работы, это люди в возрасте 45 и выше. Они становятся жертвами стремления высокотехнологичных компаний создать на рабочем месте «молодую и динамичную» среду. И это, несмотря на то, что существует реальный дефицит квалифицированной рабочей силы в сфере высоких технологий.
Все, кто любят повторять расхожую фразу о том, что сегодняшние пятьдесят это вчерашние тридцать, не понимают, насколько жестоким и кровожадным является современный западный эйджизм. Увеличившаяся продолжительность жизни и более поздний выход на пенсию в сочетании с усилившейся повсеместно возрастной дискриминацией на рынке труда — бич современного общества. Это ждет каждого из нас. Пришло время начать борьбу с этим явлением.