Моя мама смотрит повторную трансляцию сериала «Листопад» («Yaprak Dökümü», 2006), главную роль в котором исполняет маститый актер Халиль Эргюн (Halil Ergün), несмотря на то, что она с большим вниманием следила за его премьерным показом. В ответ на мое изумление она отметила: «Там все как в жизни!»
Мне вспомнился знаменитый эпиграф из произведения Орхана Памука (Orhan Pamuk) «Черная книга» («Kapa Kitap»): «Нет ничего более удивительного, чем жизнь. Кроме слова». То, что люди становятся одержимыми телесериалами и пытаются установить связь между историями, постоянно мелькающими на экране, и собственной жизнью, конечно, понятно. То же самое происходит и с романами. Критерием «успеха» многих романов, как и телесериалов, является отклик, который они находят в душах читателей или зрителей. Сюжеты приобретают славу и становятся популярными тогда, когда они «рассказывают о нас».
Как отметил Итало Кальвино (Italo Calvino) в своей книге «Зачем читать классику?» (1986), классикой становятся произведения, которые не «читают», а «перечитывают», поскольку они получают признание со временем, когда о них начинают постоянно говорить в определенных кругах. Так и телесериалы. То, что транслируется на американском телевидении, особенно в последние годы, и через интернет распространяется по всему миру, словно шаг за шагом приближается к критериям «классики» Кальвино.
От «Далласа» до «Игры престолов»...
Для жителей Турции феномен американских телесериалов не нов. Еще в те времена, когда TRT был единственным в Турции каналом, американские сериалы транслировались с турецкоязычным дубляжом. Сериал «The Fugitive» («Беглец»), который с 1963 по 1967 годы показывали в США, в 1970-е годы снискал большие симпатии в Турции. Говорят, что в часы трансляции этого сериала в домах, в которых был телевизор, обычно собирались многочисленные гости. Все, кто помнит те годы, могут в деталях пересказать этот сериал, словно видели его еще вчера. Мыльная опера «Dallas» («Даллас»), которую на протяжении 13 лет показывали в Америке, также полюбилась турецким зрителям. Вы можете быть уверены, что даже сегодня определенная возрастная группа наших жителей с легкостью назовет имена героев и вспомнит их истории. Вероятно, сейчас эта категория зрителей — целевая аудитория современных турецких телесериалов.
За прошедшее время американский сериальный сектор совместно с некоторыми европейскими производствами (особенно сериалы BBC), значительно усовершенствовался. Благодаря высокобюджетным работам, попадающим на экраны миллионов зрителей в США, сектор распространился по всему миру. Например, на съемки сериала «Game of Thrones» («Игра престолов») производства канала HBO уходит 50-60 миллионов долларов в год, при этом каждый сезон состоит только из десяти серий. Премьерный показ финала пятого сезона, состоявшегося два месяца назад, по ТВ посмотрели более восьми миллионов человек. Заметно возросли продажи и количество переводов серии книг, легших в основу экранизации этого сериала («A Song of Ice and Fire», R. R. Martin).
Вместе с тем сериал показывают в Китае, Австралии, Канаде, Великобритании и во многих других странах мира. Кроме того, известно, что миллионы человек находят этот сериал с помощью интернета (например, через «Bittorent»). У него большое количество поклонников в Турции. Помимо «Game of Thrones», такие производства, как «The Wire», «Lost», «Breaking Bad», «Mad Men», стали культовыми в Турции и во всем мире, начав представлять для зрителей определенную планку. Она определяется на основе технических деталей сериалов, а также профессионализма сценаристов.
Сериалы как «сериальные романы»
Практически обо всех вышеназванных сериалах публикуются научные книги, статьи, глубинные анализы внутреннего мира героев, большое количество новостей или, как это бывает в случае с литературными произведениями, качественная критика. Более того, зрители делятся своими впечатлениями в соцсетях. Часть из этих сериалов упоминается наравне с Чарльзом Диккенсом или Генри Джеймсом. Некоторые авторы уподобляют этот феномен «сериальным романам». Салман Рушди (Salman Rushdie), который несколько лет назад начал работать над сценарием научно-фантастического телесериала в Америке, полагает, что современные телесериалы — лучшая среда для «креативных фантастов».
Если нынешняя молодежь, став старше, вновь посмотрит ныне популярные американские сериалы, почувствует ли она еще большую «красоту», о которой говорил Итало Кальвино применительно к классике? Неизвестно, но, очевидно, телевидение влияет на нашу жизнь и будет влиять на жизнь наших детей.