28 августа у нас проходит семинар Futuroscope об отношениях России и Китая, который дает возможность многим экспертам высказать свою точку зрения о новом раскладе в мировой геополитике.
В последние годы на Западе не слишком серьезно относились к усилению БРИКС. Только после создания нового финансового инструмента в мире осознали, что группа представляет собой открытую для новых возможностей платформу солидарности. Новую и крайне полезную платформу для преодоления старых споров, связанных с историей и географией или же, касательно России и Китая, прошлого соперничества за лидерство в коммунистическом мире. В нынешней чрезвычайно неспокойной обстановке БРИКС создают для России и Китая стабильную основу для диалога и плодотворного обмена. Как вы помните, на Генеральной ассамблее ООН члены БРИКС, в том числе и Индия, воздержались по украинскому вопросу.
В тот самый момент, когда США пользуются украинским кризисом для изоляции России, она опирается на саммит БРИКС в Уфе, чтобы показать имеющиеся у нее связи солидарности.
Чем больше критики и санкций исходит от Запада, тем больше Россия поворачивается на восток. Китайское руководство никоим образом этому не препятствует и все чаще бывает в Москве, которая, кстати, стала целью первого иностранного визита Си Цзиньпина после вступления в должность. У стран хватает общих тем и интересов (энергетика, инвестиции, шелковый путь, развитие Сибири, безопасность...), главным из которых является общее неприятие давления США. С его помощью Америка старается предопределить курс всего мира и в первую очередь повлиять на Европу, что в корне противоречит китайским взглядам о многополярном мире и воспринимается в России как угроза на украинской границе. Неудачные попытки мирового руководства стабилизировать рост и неспособность Запада провести реформы международных институтов (ООН, МВФ...) тоже создают благоприятные для сближения Москвы и Пекина условия.
Поворот США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона тревожит Китай, а стратегия Америки по развитию партнерских связей с Ираном вызывает беспокойство в России.
И это при том, что волнения по всему миру и «война» с терроризмом должны были бы сплотить великие державы. Постоянная критика в адрес президента Путина и китайских властей определенно не способствует улучшению их отношений.
В таких условиях на Европе лежит большая ответственность.
Во имя ценностей нашей внешней политики и европейского строительства мы больше не можем позволять, чтобы решением украинского кризиса занималась одна Россия. Франция совершенно правильно вступила в переговоры по урегулированию конфликта в рамках «нормандской четверки». Тем не менее этот процесс был запущен слишком поздно.
Главный стратегический аргумент сегодня заключается в том, что Китаю и России нужна сильная «европейская» Европа. Финансовая политика Пекина показала, что он не стремится к краху еврозоны, а Россия же выступает в первую очередь против «американской» Европы. И разве в спорах с Японией Китаю не удается отстоять ряд общих интересов, в том числе в экономике?
Франции больше нельзя пускать дело на самотек, если она не хочет остаться без настоящих стратегических союзников в ближайшие годы. Касательно России, нам следует глобализировать дискуссии и отстаивать наши стратегические позиции. Российская дипломатия очень сильна на Ближнем Востоке, и у нас есть общие интересы в отношениях с Ираном. Что касается Китая, нам необходимо ответить на его предложение о партнерстве в третьих странах. Африка, арабский мир, Ближний Восток — все эти горизонты могут стать общими.
Цель нашей дипломатии должна сводиться к тому, чтобы три гиганта (Китай, США и Россия) не могли обвинить нас в том, что мы отдаем кому-то предпочтение. Треугольник Европа-Россия-Китай может стать треугольником процветания. Потому что каждая его сторона обладает собственными людскими и природными ресурсами и финансовыми козырями, а также потребностями в занятости, доходах и стабильности.
Сегодня вопрос сближения России и Китая неразрывно связан с независимостью европейской политики, самосознанием Европы и лидерской ролью, которую должна играть Франция. Инициативы должны приниматься не только политическим руководством, но и представителями гражданского общества. Франция смогла это сделать при Франсуа Миттеране, Жаке Шираке и Николя Саркози, объединившись с другими европейскими странами, с которыми необходимо считаться в этом важнейшем вопросе.
Жан-Пьер Раффарен, бывший премьер-министр Франции