Пока США и Китай усиленно готовятся к предстоящей сентябрьской встрече Си Цзиньпина и Барака Обамы, в России 26 июля была утверждена обновленная версия Морской доктрины страны. В ней подчеркивается необходимость поддержания присутствия ВМФ РФ в Атлантике и Средиземном море, укрепления баз в Черном море и Северном Ледовитом океане, а также развития военного сотрудничества с КНР и Индией.
Кроме того, Пекин ждет президента РФ Владимира Путина в гости в начале сентября. Он примет участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию победы Китая над Японией. Москва и Пекин также намерены провести морские учения в Южно-Китайском море в мае 2016 года. Это будут их первые совместные маневры в водах этого моря, поэтому их значение очень велико.
Пока отношения Китая и США хоть как-то укрепляются, а российско-американские отношения становятся все хуже и хуже, постоянное взаимодействие Москвы и Пекина не может не привлекать внимание Вашингтона. Си Цзиньпин собирается посетить Штаты с официальным визитом, и его встреча с Бараком Обамой, возможно, определит дальнейшие отношения между тремя сторонами в XXI веке.
Запад и Япония ввели экономические санкции против Кремля из-за ситуации на Украине, а председатель КНР, напротив, в этом году уже дважды побывал в России. Он всячески показывает, что поддерживает политику Путина. Стороны подписали серию договоров о сотрудничестве в таких сферах, как энергетика, авиация, космос, ядерная промышленность, налоги, финансы и инвестирование.
Россия и Китай также объявили об углублении партнерских отношений всестороннего стратегического сотрудничества, выступили с инициативой взаимовыгодной кооперации, обсудили строительство экономического пояса Шелкового пути и транс-евразийской железнодорожной магистрали. Кроме того, они неоднократно говорили о состыковке сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Страны также расширяют кооперацию в различных незападных организациях, они собираются создать новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС). Во время саммита ШОС в Уфе члены организации обговорили отношения между ними и приняли в свои ряды Индию и Пакистан.
Владимир Путин, следуя своей стратегии создания могучей державы, решил укреплять отношения с Пекином, с помощью энергетического и научно-технического сотрудничества поддержать российскую экономику и снизить негативное влияние западных санкций. Москва также активно проявляет себя на рынке боеприпасов и энергетики в Юго-Восточной и Южной Азии, из-за этого обострилась ее конкуренция с Пекином и Вашингтоном в данных регионах. Между странами началась так называемая «гонка вооружений», и они стараются увеличить экспорт передового оружия во Вьетнам, Малайзию, Индонезию и Индию. Их цель — заработать денег и укрепить свое влияние в этих районах.
Президент РФ считает, что отношения Пекина с Вашингтоном и Токио — напряженные, и это выгодно Москве, если она хочет расширить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Ухудшение российско-американских отношений, в свою очередь, способствует укреплению партнерства и стратегической кооперации между РФ и КНР.
Что касается Пекина, для него отношения с Москвой выгодны, так как они обеспечивают стабильность и безопасность с севера, а двустороннее военно-техническое сотрудничество способствует модернизации Народно-освободительной Армии (НОАК). Благодаря этому сокращается разрыв в военно-техническом сотрудничестве с США, и это соответствует стратегическим интересам Китая.
Россия столкнулась с экономическими трудностями и нуждается в помощи со стороны КНР, поэтому у Пекина появился шанс попросить Москву продать ему передовые военные технологии. Западные санкции подстегнули усиление российско-китайского военного сотрудничества, и Китай за счет этого может решить свои проблемы.
Именно поэтому во время визитов Си Цзиньпина в Россию стороны подписали множество договоров об углублении торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. В то же время Пекин активно развивает свою идею «один пояс, один путь», укрепляет отношения со странами Центральной Азии, собирается строить железную дорогу длиной четыре тысячи километров и трассу длиной более десяти тысяч километров — в общем, всеми способами продвигает экономическое развитие.
Владимир Путин активно развивает внешнеполитическую концепцию политики «двуглавого орла»: он укрепляет партнерские отношения с Китаем, а также продвигает торгово-экономическое и военное сотрудничество с государствами-соседями КНР. Кроме того, Москва и Пекин проводят совместные военные маневры, цель которых — расширить кооперацию в Черном море, Японском море, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южно-Китайском море. Они также хотят показать, что ВМФ РФ и ВМС КНР способны обеспечить безопасный экспорт и импорт энергоресурсов, сырья и других товаров; что они могут гарантировать безопасность предприятий, занимающихся строительством инфраструктуры в Южно-Китайском море, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также безопасность их сотрудников и имущества.
Все это настораживает Америку, которая чувствует давление со стороны России и Китая. Отношения между этими тремя странами обладают спецификой, так как они сочетают и конкуренцию, и сотрудничество. Стратегия Путина заключается в том, чтобы успевать делать несколько дел одновременно, сделать так, чтобы для России все сложилось самым благоприятным образом. КНР в отношениях с США тоже старается балансировать между сотрудничеством и конкуренцией. Получается, что на трехсторонние отношения влияет слишком много различных факторов.
Если мы вспомним историю прошлого столетия, то увидим, что уже тогда отношения Москвы, Пекина и Вашингтона были очень сложными. Их наполняли и любовь, и ненависть, и месть. Пока Китай и СССР опасались угрозы со стороны друг с друга, США обладали явным стратегическим преимуществом. Однако сегодня силы Америки — уже не те, поэтому ее стратегическое преимущество ослабевает, а КНР наоборот развивается, и ее право голоса растет. У России, в свою очередь, на пути к становлению великой и могучей державой есть как благоприятные возможности, так и препятствия. То, как будут взаимодействовать эти три государства, напрямую влияет на мировую стратегическую картину XXI века.