От Сирии до Афганистана, от Нигерии до Украины — сегодня нет недостатка в новостях о войнах и конфликтах. И хотя мы часто говорим о политических и экономических подоплеках, последствиях, жертвах или материальном уроне, аспекты, связанные с оружием (которое, по сути, и обеспечивает реализацию конфликта), мы, как правило, обходим стороной.
Несмотря на то, что сторонами конфликтов выступают государства, многое о войнах говорят ответы на следующие вопросы: где произведено оружие, используемое негосударственными субъектами; кто его продал; кто купил; откуда деньги; как оружие было передано и как попало в руки незаконной группировки.
Известно, что на международном уровне особо пристальное внимание уделяется вопросам регулирования производства и распространения ядерного, химического и биологического оружия (не говоря уже о спорах о том, насколько его можно применять). Благодаря ядерным переговорам крупных держав с Ираном или кризисам, развернувшимся вокруг Северной Кореи, эта тема часто оказывается на первых полосах газет.
Но проблема вооружения и торговли оружием не упирается в одно лишь оружие массового уничтожения. Нельзя пренебрегать и конвенциональным оружием. Нормы и законы в этой сфере едва начинают возникать. Важным прогрессом в этой области можно считать Международный договор о торговле оружием (МДТО), вступивший в силу 24 декабря 2014 года.
МДТО, который на сегодняшний день подписан лишь 130-ю из 193-х государств — членов ООН и ратифицирован только 72-мя из них, преследует такие цели, как регулирование торговли конвенциональным оружием и обеспечение более прозрачного и подотчетного функционирования оружейного рынка, ежегодный оборот которого оценивается примерно в 100 миллиардов долларов.
Одна из основных целей соглашения — остановить поток оружия и боеприпасов в страны, где совершаются военные преступления или часто происходят нарушения прав человека. Кроме того, соглашение вырабатывает меры, связанные с противодействием контрабанде оружия, и следит за тем, к кому попадает легально проданное оружие. В конце концов, было установлено, что около 80% вооружений, которыми обладают незаконные организации, были легально куплены и проданы, а уже затем попали в руки этих групп.
Первая с момента вступления МДТО в силу конференция его участников состоялась на прошлой неделе в Мексике, в городе Канкун. Одно из важнейших принятых на ней решений было связано с созданием постоянного секретариата в Женеве ради эффективной имплементации МДТО и контроля за оружейными потоками. Мексика была вовсе не случайно выбрана для этой встречи. Из-за неурядиц и актов насилия, к которым в этой стране приводит деятельность наркокартелей, ежегодно погибают тысячи людей. Мексиканское правительство очень серьезно подходит к вопросу контроля над оружейным бизнесом и контрабандой конвенционального оружия.
Значительную часть вооружений организации в Мексике получают из США. Эта страна ответственна за треть мировой торговли оружием. США подписали МДТО, но из-за сильнейшего давления оружейного лобби не ратифицировали этот документ.
Россия же, которая осуществляет 27% мировой торговли конвенциональным оружием, и вовсе отказывается подписывать МДТО. Китай и Канада занимают похожую позицию. Все страны, которые, будучи важными игроками на оружейном рынке, ратифицировали МДТО, находятся в Европе. Это такие государства, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания. Турция также подписала МДТО, но пока не ратифицировала его.
Разумеется, сам по себе МДТО не обладает силой, способной решить все связанные с торговлей оружием проблемы. Отдельный вопрос заключается в том, насколько эффективно способна работать система, в которой не участвуют США и Россия. Конечно, все это вовсе не означает, что МДТО не стоит дать шанс.