Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Турецкий поток»: чего хочет Россия?

© РИА Новости Егор Еремов / Перейти в фотобанкНитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО "Газпром"
Нитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО Газпром
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе я озвучил в колонке мысль, что Турецкий поток» в опасности. О моей статье стало известно в разных странах, даже последовало заявление от министра энергетики России: «Пока в Турции не создано правительство, предлагать что-либо по „Турецкому потоку“ сложно». Однако газопровод оказался под угрозой не из-за Турции, а из-за требований России, которые невыполнимы.

Когда я на прошлой неделе озвучил в своей колонке мысль, что «Турецкий поток» в опасности, о моей статье стало известно в разных странах. Затем от министра энергетики России Александра Новака последовало заявление: «Пока в Турции не создано правительство, предлагать что-либо по „Турецкому потоку“ сложно». Иными словами, российский министр весьма повысил значение моей статьи. Однако меня смущает то, что этот вопрос он связал с политической атмосферой и правительством в Турции. «Турецкий поток» оказался под угрозой не потому, что нынешнее правительство Турции не в силах принять решение, а из-за требований России, которые невыполнимы.

В заявлении для информагентства ТАСС министр Новак отметил, что проект обсуждали еще несколько месяцев назад, Москва и Анкара обменялись проектами межправительственных соглашений, но после июня дела застопорились. Турецкие официальные лица рассказывают иную историю. Россия, пользуясь политической обстановкой в Турции, желает использовать скидку, которая должна была вступить в силу с января 2015 года, как инструмент для торга.

В рамках условий пересмотра цены в действующих контрактах BOTAŞ обладает полным правом обратиться с запросом о снижении цены на природный газ из России, однако после выборов этот вопрос был помещен в некую причинно-следственную связь с «Турецким потоком». Выдвижение «Турецкого потока» в качестве какого-то предварительного условия для снижения цены — не что иное, как операция российской стороны по формированию восприятия. Еще восемь месяцев назад Турция могла реализовать свое подкрепленное контрактом право на скидку и ее вступление в силу без каких-либо условий. По этой причине BOTAŞ в любой момент может обратиться в суд.

Министр энергетики Новак, однако, указывает на то, что новые выборы в Турции и возможная смена правительства могут создать определенные организационные сложности, и делает акцент на том, что все зависит от турецкой стороны. Тем не менее, надо отдать ему должное, российский министр оставляет дверь открытой: «Российская сторона в любой момент готова вылететь в Турцию для согласования разногласий, которые есть по первоначальному тексту».

А что думает турецкая сторона? Россия снизила цену на газ, и Турции следует разрешить «Турецкий поток»? Нет, вопрос этим не ограничивается. Речь идет о требованиях, которые или трудновыполнимы (как, например, ускорить одобрение отчета об оценке воздействия на окружающую среду или оказать юридическую поддержку проекту внутри Турции), или даже противоречат законодательству Турции...

Посмотрим, что будет с этим проектом.