Российский президент Владимир Путин 3 сентября был гостем на параде в Пекине, посвященном празднику, который в Китае официально называется «70-летие Победы китайского народа в войне сопротивления Японии и окончание Второй мировой войны».
На военном параде в Пекине было показано беспрецедентное количество боевой техники — примерно 500 единиц наземных боевых машин и около 200 самолетов и вертолетов, по площади Тяньаньмэнь маршировали парадные расчеты из 17 стран, в том числе России, а наблюдали за этим торжеством главы государств и правительств из 23 стран.
После парада Владимир Путин встретился с лидером Китая, председателем КНР Си Цзиньпином, и главы государств обменялись любезностями: Си Цзиньпин заявил, что Китай неуклонно продолжает «развитие всеобъемлющего стратегического партнерства с Россией», свидетельством чему станет подписание примерно 30 документов по экономике на межправительственном уровне, а Владимир Путин ответил на это, что Россию и Китай «объединяют стратегические отношения» и единый взгляд на вопросы истории.
Подписание документов, о которых говорил Си Цзиньпин, действительно было масштабным. Самые крупные сделки: российский Газпром и китайская энергетическая компания CNPC подписали меморандум о поставках трубного газа в Китай с Дальнего Востока, Роснефть и китайская химическая корпорация ChemChina договорились о сотрудничестве по реализации проекта «Восточная Нефтехимическая Компания», а крупнейшая в России нефтехимическая компания «Сибур» и China Petrochemical Corporation (Sinopec Group) заключили инвестиционное соглашение о вхождении Sinopec в капитал «Сибура» в качестве стратегического инвестора. Учитывая то, что собственниками миноритарных пакетов «Сибура» являются близкие к Владимиру Путину бизнесмены Кирилл Шамалов и Геннадий Тимченко, эту сделку можно считать для Кремля очень важной.
Мировые медиа, отмечая сближение России с Китаем, говорят о готовности Москвы идти очень далеко в этом процессе, в первую очередь, из-за серьезнейшего похолодания отношений между ней и западными столицами. Насколько в Пекине будут идти навстречу такому движению? Будет ли военное сотрудничество Китая и России выходить за рамки парадов и редких совместных учений?
Александр Габуев: Китай вынужден оглядываться на санкции против России
Эксперт Московского центра Карнеги, специалист по Китаю Александр Габуев уверен, что у России с Китаем есть взаимный интерес, но условия партнерства несколько неравные: «Те сделки, которые подписываются, выгодны обеим сторонам, другое дело, что для России эти соглашения могли бы быть гораздо более выгодными, если бы не шло инфраструктурной привязки России к одному Китаю. Но в нынешней ситуации — и с санкциями, и с низкой конъюнктурой, и со ссорой с США, у которых две азиатские экономические державы — Япония и Южная Корея являются союзниками, других вариантов ждать и не приходится».
Эксперт говорит, что руководство КНР не будет ссориться с Соединенными Штатами, поддерживая Москву в ее противостоянии с Вашингтоном: «Пекин не осуждает Москву публично за аннексию Крыма, говорит, что политика санкций контрпродуктивна, и так далее, но он также не говорит, что Крым — российский. При этом китайские госкомпании просто вынуждены считаться с санкциями против России, потому что у многих государственных банков Китая есть дочерние подразделения в США, и они работают через мировую финансовую систему, поэтому они вынуждены так или иначе на санкции оглядываться».
«Если мы посмотрим на все подписанные между Россией и Китаем соглашения — и ранее, и сегодня — то увидим, что они подписаны с “политическими банками” Китая, скажем Экспортно-импортным банком Китая или Государственным банком развития, то есть с теми, у которых нет розницы и нет международного коммерческого присутствия, поэтому через них проще работать», — замечает Александр Габуев.
По словам эксперта Московского центра Карнеги, торговля России с Китаем в 2015 году ухудшилась: «Если смотреть статистику, то у России провал по товарообороту с Китаем — 30% за первое полугодие этого года, это видно и по российскому экспорту в Китай, и по китайскому импорту в Россию. Это по цифрам, кстати, похоже на картину, отражающую торговлю России с Евросоюзом, то есть, это системный провал российской экономики на фоне низких цен на сырье».
Руслан Пухов: в военном сотрудничестве с Китаем для России есть опасность
Многие наблюдатели задаются вопросом, насколько вероятно расширение сотрудничества России и Китая в области вооружений. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов рассказывает в интервью «Голосу Америки», что Москва начала делиться военными секретами с Пекином еще при Михаиле Горбачеве: «Современные вооружения начали поставляться в Китай еще при СССР и продолжились при Борисе Ельцине. Все в начале 90-х нуждались в деньгах, и в Китай передавались не только товарные партии вооружений, но и лицензии, например, на управляемые снаряды и самоходные артиллерийские установки, и даже на сборку самолетов Су-27».
«Примерно в 2005-м году это сотрудничество несколько выдохлось, но его реальное оживление произошло в 2013 году, то есть, еще до событий в Украине, и это было прямой реализацией подхода “Против кого дружим?”, учитывая то, что у Китая еще при предыдущем руководстве испортились отношения со всеми соседями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И сейчас есть очень серьезные контракты — на поставку двигателей, на поставку ракетных комплексов С-400, и, возможно, будет заключен контракт на поставку самолетов Су-35», — говорит Руслан Пухов.
Эксперт считает, что для России есть несколько опасностей в военном сотрудничестве с Китаем: «Первое — китайцы нелегально копируют и потом клонируют продукцию, которую им продают по контрактам, так было множество раз. Второе, Китай — это бурно растущая страна, а у нас все наоборот, уже опять затормозился рост населения, стагнация в экономике, и в политическом плане Китай добивается своих целей, а мы бьемся в истерике. Мы идем в разные стороны, и Китаю в какой-то момент будет с нами просто не по пути. И вот тогда Россия сядет в лужу со своими распростертыми в сторону Китая объятиями».