Президент Путин — мастер по «сотворению фактов на земле». Именно поэтому в прошлом году Россия была в наступлении, а Запад — в обороне. Путин отправил «зеленых человечков» в Крым, тем самым просто поставив мир перед фактом. И Запад это принял, что подтверждают поддержанные им Минские договоренности, где о Крыме нет ни слова. А теперь нечто подобное мы наблюдаем в Сирии.
СМИ сообщают, что, согласно порталу Ynet, Россия участвует военными средствами в конфликте в Сирии. Мы не знаем, правда ли это, потому что Москва молчит. Правда, недавно во Владивостоке Путин заявил, что Россия предпринимает шаги для создания международной коалиции для борьбы с терроризмом, но говорить о прямом участии российской армии в боях с Исламским государством преждевременно. Ха-ха, преждевременно. Россия творит в Сирии факты на земле, и каждый может интерпретировать их по-своему.
Москва снова наступает, но на этот раз больше дипломатически, чем военными средствами. Россия применяет силу там, где Запад, хоть и применил авиацию, все больше теоретизирует: и левые, и правые говорят, что волну беженцев остановит только восстановление стабильности в месте, где она образуется, или создание некоего колониального управления территорией, которое контролировало бы лагеря беженцев. Россия не рассуждает о колониальном управлении, а действует. Это факт, который Запад может отрицать с трудом. И если он в целом приветствует военное участие Турции (даже той ценой, что турки сводят свои счеты с курдским движением), то почему бы ему отвергать Россию? Напомним, что Москва вмешалась в события там как раз два года назад, в период, когда президент Обама вот-вот готов был дать добро на ракетный удар по Дамаску (в ответ на использование химического оружия). Тогда Россия добилась отказа от удара, чем спасла имидж Обамы как миротворца).
Основной проблемой является не участие России, а то, что Запад несравнимо менее активен. Запад все рассуждает о стабилизации Ближнего Востока, но так и не предложил ясного плана, скажем плана А. Тогда как Россия не рассуждает, а продвигает, скажем, план Б. Этот план не «с потолка». Он согласован с Обамой и главами генеральных штабов заинтересованных стран. Если бы у Запада был свой план, то план А и план Б можно было бы сопоставить, изучить их последствия и риски. Но если Путин продвинет свой план и свои факты на земле, то ничего сопоставляться уже не будет.
Россия делает это бескорыстно. Но важно то, что ее участие принесет региону. Сирии — придаст больше сил для борьбы с джихадистами, как того хочет Милош Земан. Но также укрепится позиция Ирана, скажем, благодаря российским поставкам зенитно-ракетной системы С-300. На Западе ее называют game changer, потому что она изменит правила игры тем, что в случае риска сделает невозможным авиационный удар со стороны Израиля. Этого тоже хочет известный произраильский ястреб Земан?