По словам руководителя российского Центра экономических исследований Василия Колташова, международные рейтинги не имеют для России никакого значения. Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s (S&P) снизили рейтинг России до мусорного уровня (BB+). Но в это же время Всемирный банк повысил рейтинг условий ведения бизнеса (Doing Business) в России сразу на 30 позиций (с 92-й на 62-ю строчку). «Рейтинги нас обманывают, — отметил Колташов, — мы не обращаем на них внимания».
В последние дни много говорят о том, что Fitch, Moody’s и S&P снизят показатели Турции, как и России.
Но ситуация в Турции, видимо, несколько отличается: подняв Россию на 30 позиций, Всемирный банк понизил Турции рейтинг условий ведения бизнеса. Турция опустилась с 51-й на 55-ю строчку. За последний год страна потеряла 15 позиций по уровню благоприятности начала ведения бизнеса, три позиции — по условиям получения кредитов, одну позицию — по защите прав миноритарных инвесторов и шесть позиций — по налогообложению. Таким образом, Всемирный банк указал на ухудшение инвестиционного климата Турции.
Тем не менее Россию, несмотря на санкции западных стран, Всемирный банк оценил как страну, в которой улучшился инвестиционный климат. И хотя Россия и Турция имеют примерно равные шансы на ухудшение своих показателей в Fitch, Moody’s и S&P, оценка Всемирного банка выгодно отличает Россию от Турции. Получается, что и те, кто присваивает рейтинг за деньги, и такой глобальный публичный институт, как Всемирный банк, имеют негативный взгляд на турецкую экономику. Невзирая на западное эмбарго и отток капитала на уровне 150 миллиардов долларов, Всемирный банк посчитал Россию более здоровой страной, чем Турцию.
Все это мы к тому, что накануне прессе сообщили: во Дворце Хубер президент Эрдоган принял главу Всемирного банка Джима Ён Кима (Jim Yong Kim). Однако на фоне экономической риторики президента встреча с главой института, понизившего рейтинг Турции, выглядит весьма сомнительно. Интересно, а Джима Ён Кима спросили о причинах такого решения?