Высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что любые будущие переговоры с США могут быть посвящены только вопросам, связанным с международным ядерным соглашением, и не будут касаться каких-либо других сфер.
В заявлении, опубликованном в среду на сайте Хаменеи, говорится: «Мы одобрили проведение переговоров с Соединенными Штатами сугубо по ядерным вопросам. В других областях переговоров с США мы не допустим».
По словам аятоллы, переговоры на другие темы лишь дадут США возможность «повлиять на Иран и навязать ему свою волю».
Ядерное соглашение, заключенное в июле между Ираном, США и еще пятью ведущими мировыми державами, рассматривалось как возможный катализатор улучшения отношений Ирана с Вашингтоном и его союзниками, которые давно носят враждебный характер.
Хотя благодаря ядерным переговорам встречи между представителями американских и иранских властей стали почти привычным делом, ни одна из сторон не предпринимает никаких шагов, направленных на нормализацию дипломатических отношений, прерванных в 1980 году.
Президент Ирана Хасан Роухани, который считается сторонником относительно умеренных взглядов по сравнению с аятоллой, заявил во вторник, что Тегеран готов проводить с США переговоры о способах прекращения гражданской войны в Сирии.
Заявление аятоллы Хаменеи считается реакцией на этот комментарий.
Правительство Ирана поддерживает президента Сирии Башара Асада, США же выступают против него. Стороны также расходятся во взглядах по ряду других ключевых региональных вопросов, в том числе по поводу Израиля и гражданской войны в Йемене.
При этом ядерное соглашение устраняет одно из главных препятствий на пути к нормализации отношений, поскольку оно предусматривает снятие международных санкций, на протяжении многих лет губительно воздействовавших на иранскую экономику.
Сторонники жесткой линии в обеих странах выступают против соглашения и пытаются воспрепятствовать его реализации.
Во вторник демократы в Сенате США одержали крупную победу в борьбе за принятие соглашения в Конгрессе: в поддержку документа выступили еще три сенатора.
В настоящий момент соглашение поддерживают 42 сенатора. Этого достаточно, чтобы предотвратить принятие резолюции об отклонении соглашения в Сенате. Президент Обама уже заявил, что намерен наложить вето на любое подобное решение.
В Палате представителей у республиканцев имеется значительный перевес, и, как ожидается, там будет принята резолюция против соглашения. Но без поддержки Сената это станет лишь символическим жестом.
Однако дискуссия дала противникам соглашения возможность еще раз высказать свои возражения.
По их мнению, соглашение дает слишком выгодные условия Ирану, позволяя ему сохранить значительную часть ядерной программы, при этом получив миллиарды долларов за счет снятия санкций. Некоторые опасаются, что освободившиеся средства Иран использует для финансирования терроризма.
США и их союзники давно подозревают, что Иран использует эту программу для создания атомного оружия, Тегеран же эти обвинения настойчиво отвергает.