Эта история словно вышла из-под пера Рэя Брэдбери или Джорджа Оруэлла. Она могла бы лечь в основу новой политической фантастики Мишеля Уэльбека. Но она — увы, не иллюзия и не кошмар. А жестокая действительность.
Страна, которая оказалась причиной множества войн и конфликтов, становится стражем дипломатии и мира: к Российской Федерации переходит пост председателя Совета безопасности ООН.
Совет безопасности ООН — это один из шести главных органов, которые отвечают за поддержание мира, интеграцию новых стран-членов и утверждение поправок в устав организации. Председатель Совета безопасности меняется каждый месяц в алфавитном порядке. Нигерия занимала этот пост в августе и с сентября передала эстафету России.
Это событие привлекло к себе внимание как западных, так и российских государственных СМИ. И если первые выражают сомнения, вторые рассказывают аудитории о широте полномочий, которые сейчас оказались в руках российского правительства. Газета «Русская планета» намеками (именно так зачастую доносится до масс информация в путинской России) объясняет читателям, что на посту председателя Совбеза Россия «может послать реальные вооруженные силы в зону какого-то конфликта, объявить всемирные санкции против какой-то одной страны, вплоть до ее блокады».
Хотя подобный сценарий едва ли осуществим до конца месяца, Российская Федерация уже продемонстрировала стремление воспользоваться доверенными ей полномочиями постоянного члена и председателя Совбеза ООН.
Несколько недель назад, незадолго до перехода к ней поста председателя, Россия воспользовалась правом вето против резолюции о признании геноцидом бойни в боснийской Сребренице.
Чуть позже постпред России в ООН Виталий Чуркин вновь использовал право вето против рассматривавшегося Совбезом по инициативе Малайзии предложения о формировании международного трибунала для расследования обстоятельств падения рейса МН17 Malaysia Airlines 17 июля 2014 года на занятой сепаратистами территории в Донецкой области Украины. Boeing Malaysia Airlines был сбит во время полета поддерживаемыми российской армией сепаратистами. В результате погибли все 298 находившихся на борту человек. Во время голосования 11 из 15 стран-членов Совбеза поддержали проект, тогда как Китай, Венесуэла и Ангола предпочли воздержаться. Хотя у уголовной ответственности за подобное преступление нет срока давности, использовав свое право вето, Россия из личных интересов препятствует продвижению следствия и наказанию тех, кто несет ответственность за эту трагедию. Это решение возмутило членов ООН и международную общественность. Постпред США в ООН Саманта Пауэр заявила, что Россия глуха к чувствам затронутых трагедией стран, а министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп поделилась презрением, которое вызывают у нее слабые отговорки России и попытки нагнать тумана в этом деле.
Несколько дней спустя, 1 сентября, при переходе к Москве кресла председателя Совета безопасности Франция обратилась к остальным четырем постоянным членам (Великобритании, Китаю, России и США) с просьбой не использовать право вето, когда необходимо действовать, чтобы остановить массовые бесчинства. Предложение было принято благосклонно, особенно с учетом давно звучащей в адрес Совета критики: его называют недемократической международной организацией, которая не соответствует возложенным на нее высоким задачам. В частности, это объясняется имеющимся лишь у пяти постоянных членов права вето, которое дает им избыточные полномочия.
Однако и тут Россия вновь навязала всем собственные правила. Предложение было раскритиковано за «популизм» и отвергнуто. «Мы против этого, — заявил постоянный представитель России Виталий Чуркин. — Думаем, что это предложение не является действенным».
2 сентября во время пресс-конференции по случаю церемонии перехода к России кресла председателя Совбеза Чуркин подчеркнул, что право вето является важнейшим инструментом поддержания равновесия и предотвращения «катастроф». По его словам, мы не можем быть уверены, что каждое предложенное Совбезом решение - обязательно хорошее. Что если по резолюции мы оккупируем страну и бомбежками отправим ее в каменный век, задался он вопросом, вероятно, не осознавая, насколько такой сценарий близок к сегодняшнему поведению России.
В первые дни председательства в Совбезе Россия руками Чуркина заблокировала все попытки найти виновных и положить конец конфликтам на Украине и в Сирии, раскритиковала военные операции США и открыто защищала союзника Башара Асада от последствий его кровавой политики. Россия заблокировала резолюцию из-за предложения о начале следствия по применению сирийским режимом химического оружия, потребовав больше письменных подробностей о процедуре. Чуркин говорил о необходимости международной коалиции в Сирии против Исламского государства, но не против режима Башара Асада. «Они бомбят территорию Сирии без согласия сирийского правительства, без разрешения СБ, — подчеркнул Чуркин. — Мы считаем, что очевидным приоритетом сейчас является борьба с ИГ. Но они не могут сделать выбор, с кем бороться — с сирийским правительством или с ИГ».
В такие моменты начинаешь жалеть, что вся эта история — не плод воображения Джорджа Оруэлла... Ведь если за первые дни председательства в Совбезе Россия уже смогла нанести такой ущерб, этот сентябрь явно не сулит ничего хорошего для мира во всем мире. И важнейшего саммита по борьбе с терроризмом, который должен состояться 30 сентября и вот уже год готовится Францией.
Судя по всему, Россия будет всеми силами тормозить процесс борьбы с терроризмом и миротворческие усилия в вооруженных конфликтах лишь потому, чтобы ее не признали виновной в преступлениях, которые она совершила.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин уже назвал этот сентябрь «темным месяцем». По его словам, сейчас имеются все юридические основания для того, чтобы Россия лишилась права вето: «Недопустимо, чтобы страна блокировала мнение международного сообщества, особенно по конфликтам, за которые она несет прямую ответственность».
Вряд ли ошибемся, если скажем, что месяц председательства России в Совбезе станет препятствием для урегулирования конфликтов, которые унесли сотни тысяч жизней и стали причиной нынешнего миграционного кризиса. Отдать Совет безопасности в руки государства, которое лишь подливает масло в огонь конфликтов, это возмутительное предательство ООН и борьбы за мир. Россия пользуется ООН в собственных интересах, не соблюдает правила организации и пытается навязать собственные установки. Нужно не просто лишить Россию права вето, а поставить под сомнение само ее членство, как и любой страны, которая плодит насилие, угнетение и кровопролитие. Нельзя просить стать гарантом мира тех, кому нужна только война.