На протяжении двух веков США рассматривали Латинскую Америку в качестве «заднего двора» своей геополитической сферы влияния, где они выступают в качестве бесспорного гегемона.
История Западного полушария в общих чертах отражает ту реальность, когда США доминировали в регионе и контролировали политическое и экономическое развитие большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Тем не менее за последние годы мы стали свидетелями растущего недовольства действиями США и стремления народов Латинской Америки к независимости, особенно после того, как Уго Чавес пришел к власти в Венесуэле.
Именно с приходом Уго Чавеса начинается процесс региональной интеграции и коллективной безопасности. Латинская Америка становится все более независимой от своего северного соседа.
Именно стремление латиноамериканских стран получить большую политическую, экономическую и культурную независимость вынудило США прибегнуть в качестве противодействия к такой эффективной силе, как военная. В качестве предлога для военного вмешательства Вашингтон использовал войну с незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом. Таким образом, Белый дом стремится восстановить свою военную опору в регионе и расширить свою гегемонию.
Тихое вторжение
Развертывание вооруженных сил США в Центральной и Южной Америке напоминает прошлые темные дни присутствия американского империализма в регионе, когда Вашингтон устанавливал удобные для себя режимы и фашистские диктатуры в целях контроля политического и экономического развития других народов, которые выбрали независимый путь.
И когда ты критически анализируешь то, что делают американские военные сейчас, то сразу же вспоминаешь события прошлых лет.
В Центральной Америке американские военные орудуют под предлогом борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В Гондурасе, например, США сыграли ключевую роль в установлении правого правительства после государственного переворота в 2009 году при поддержке тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон и администрации Обамы.
В докладе американского конгресса США о ситуации в Латинской Америке говорится:
«Соединенные Штаты постоянно наращивают помощь вооруженным силам Гондураса. Такая позиция Белого дома является верным тактическим шагом. Кроме того, следует отметить существенную помощь, которую США оказывают Национальной полиции Гондураса. Налажено тесное взаимодействие между Управлением по борьбе с наркотиками (ДЕА) и аппаратом американских советников в Гондурасе, которые занимаются подготовкой сил специального назначения по борьбе с наркотиками».
По данным газеты New York Times, в Гондурасе размещены пять эскадрилий военных самолетов и вертолетов, подчиненных американским советникам. В их задачу входит обеспечение воздушной поддержки наземным силам при проведении спецопераций в Центральной Америке.
В июле 2013 года правительство Гондураса создало новое элитное подразделение полиции под названием «Отряд разведки и обеспечения специальной безопасности». Личный состав подразделения прошел подготовку в США и центрах подготовки колумбийских спецслужб.
Развертывание совместных сил армии и полиции свидетельствует о стратегии США по ремилитаризации региона. Вместо прямого военного вторжения США предлагают оказывать военную помощь. Так, например, Соединенные Штаты развернули в Гондурасе подразделения морской пехоты, якобы для оказания помощи местному населению в сезон ураганов.
Таким образом, США, используя небольшие по численности воинские подразделения, стремятся проникнуть в латиноамериканские страны.
В 2013 году была опубликована информация о том, что адмирал Уильям Макрейвен (William McRaven), возглавлявший Командование специальных операций США, принял решение развернуть подразделения сил специального назначения в некоторых странах Латинской Америки, не поставив об этом в известность американских послов и Южное командование армии США. Боле того, адмирал Уильям Макрейвен попытался заключить с Колумбией соглашение о размещении на ее территории регионального Координационного центра по проведению спецопераций. За годы его командования численность личного состава сил спецназначения выроста до 65 тысяч военнослужащих, многие из которых размещены в странах Латинской Америки.
Колумбия — ключевая страна в американской военной стратегии. Наиболее известной региональной программой США был так называемый «План Колумбия», который был принят в годы правления Клинтона и Джорджа Буша. В одном из документов министерства обороны США говорится, что в 2002 году администрация Клинтона внесла коррективы в комплексную программу по борьбе с наркотиками, сделав акцент на предоставление военной помощи и вертолетов.
Несомненно, что «План Колумбия» направлен в первую очередь на милитаризацию региона и защиту экономических интересов США. В период с 2010 по 2015 годы Белый дом предоставил Колумбии три миллиарда долларов в виде помощи на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
За годы правления Обамы американские военные значительно расширили программы Клинтона и Буша, в первую очередь так называемую инициативу Мерида (запущена Бушем в 2008 году), а также американскую региональную инициативу по обеспечению безопасности в Центральной Америки, выдвинутую Обамой в 2011 году.
Согласно данным института Igarapé, за период с 2008 по 2013 годы под американскую региональную инициативу по обеспечению безопасности в Центральной Америки было выделено 2,5 миллиарда долларов. Ни для кого не является секретом, что основной поток финансирования идет на реализацию военных программ. Соединенные Штаты говорят об успешной реализации инициатив, в то время как специалисты отмечают, что именно на этот период приходится пик милитаризации латиноамериканского региона.
В Сальвадоре правительство Фюнеса сумело консолидировать военный контроль лишь после принятия закона в интересах своих американских спонсоров. Это произошло сразу же после принятия американской региональной инициативы по обеспечению безопасности в Центральной Америке.
В Гватемале правительство Отто Переса Молины, отставного генерала, который был замешан в геноциде и массовых зверствах, а сейчас обвиняется в коррупции — милитаризация страны имела беспрецедентный характер.
Аналогичная ситуация в Гондурасе. Эта страна стала главным оплотом поддержки американских военных в Центральной Америке.
Координатор Национального Народного фронта Сопротивления (FNRP) Люси Пагаода (Lucy Pagoada) в одном из интервью заявила, что «Гондурас превратился в огромную военную базу, финансируемую из США, на территории которой находятся выпускники „Школы Америк“ (U. S. Army School of the Americas), замешанные в государственном перевороте 2009 года».
Конечно, это лишь некоторые примеры военного вмешательства США.
В настоящее время США активно продвигает планы по налаживанию сотрудничества Колумбии со странами НАТО.
Это не может не волновать латиноамериканских лидеров. Так, президент Никарагуа Даниэль Ортега считает, что соглашение о сотрудничестве НАТО и Колумбии — это «нож в спину народов Латинской Америки».
Повестка дня США
В конечном счете, милитаризация Латинской Америке Соединенными Штатами — это очередная попытка проверить страны Латинской Америки, на какой уровень военного сотрудничества они готовы пойти, и готовы ли они ради этого пожертвовать частью своей региональной независимости.
Усиление роли таких региональных организаций, как Боливарианский Альянс для народов нашей Америки (ALBA), Союз южноамериканских наций (Unasur), ПЕТРОКАРИБЕ, не подконтрольных Вашингтону, вызывает тревогу у США. Вот почему Белый дом пытается нейтрализовать их с помощью военной силы.
Региональный компонент превалирует в повестке дня США по милитаризации Латинской Америке. Вашингтон стремится блокировать любые интеграционные процессы на фоне усиления растущего влияния Китая и других незападных стран, стремящихся проникнуть в регион посредством инвестиций.
В сущности, США в Латинской Америке делают то же самое, что они делают в Африке, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе: используют свои вооруженные силы, чтобы не допустить независимое развитие стран.
Возможно, что такого рода политика — составная часть империализма.
Возможно, это является свидетельством убывающего влияния империи и ее отчаянной попытки восстановить утраченные сферы влияния.
Как бы мы не интерпретировали усиление консолидации военной мощи США в Латинской Америке, нет никакого сомнения в том, что такого рода шаги империи направлены на восстановление утерянного контроля над регионом, а также на восстановление гегемонии в мире.
Время покажет, кто прав.
Эрик Драйтсер (Eric Draitser) — независимый американский аналитик по вопросам геополитики.