США и Россия, которые с самого начала сирийского кризиса не могут прийти к согласию по вопросу о будущем режима Асада, по-прежнему расходятся в подходах. Москва, признавшаяся в отправке военных специалистов и оружия в этот регион, планирует усилить позиции перед заседанием Генеральной ассамблеи ООН.
Впервые за последние восемь лет в этом мероприятии в Нью-Йорке готовится принять участие президент России Владимир Путин. И, видимо, неслучайно он делает ходы, направленные на укрепление положения России в сирийском кризисе и борьбе с террористической организацией ИГИЛ. Москва, настаивающая на том, что успех в борьбе с террористами возможен только в случае сотрудничества с сирийской армией и правительством Башара Асада, активизировала отправку военных специалистов и вооружений в эту страну.
Эти шаги Москвы вновь идут наперекор политике США, которые поддерживают борьбу с террористической организацией ИГИЛ, но в то же время желают ухода Асада с поста президента. А стремление России и США привлечь курдов к борьбе с ИГИЛ вызывает недовольство Анкары. Турция считает необходимым вести борьбу со всеми этими элементами в Сирии, включая курдские группы, связанные с террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК), ИГИЛ и режимом Асада. Пока с открытием базы Инджирлик между Турцией и США продолжаются споры по вопросу борьбы с ИГИЛ и правительством Асада, Москва готовится еще активнее защищать сирийского лидера, которого она поддерживает с самого начала кризиса в этой стране.
Недавно президент России Владимир Путин заявил об оказании сирийскому правительству «серьезной поддержки техникой, подготовкой военнослужащих, вооружением» и, таким образом, создал в регионе новую динамику. Ливанские источники в беседе с Reuters сообщили, что российские военные принимают участие в военных операциях в Сирии (пусть и ограниченное).
Отмечается, что недалеко от Дамаска будет создана новая военная база, и Россия сможет снова активировать действия на военно-морской базе в Тартусе. Хотя Москва признает факт отправки в регион вооружений и военных специалистов для их использования, она отрицает, что российские военнослужащие принимают участие в операциях в этом регионе. Беспокойство усиливает и завеса тайны над содержимым грузов, которые Москва отправила в Сирию, а также сведениями о количестве российских военных специалистов в этой стране.
Известно, что в ходе телефонных переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым госсекретарь США Джон Керри выразил тревогу по этому поводу и предупредил о возможной эскалации насилия в Сирии. Представитель Белого дома Эрик Шульц (Eric Schultz) дал понять, что США будут приветствовать конструктивный вклад России в усилия по борьбе с ИГИЛ, но назвал «немыслимым» предоставление какой-либо помощи режиму Асада. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, заявил, что борьба с ИГИЛ не принесет успеха без сотрудничества с режимом Асада.
Москва, которая возлагает ответственность за дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке и миграционный кризис на «некоторые страны», попытается заручиться поддержкой и среди государств-членов ЕС. После Генассамблеи ООН 2 ноября состоится парижский саммит, дату которого определили Путин, стремящийся вновь ускорить мирный процесс на Украине, и другие лидеры «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция). Кто знает, может быть, некоторые страны Европы, переживающие сегодня непростые времена из-за миграционного кризиса, санкций и эмбарго, действительно поддержат тезис Путина об участии правительства Асада в борьбе с ИГИЛ?