Вскоре ведущие мировые лидеры приедут в Турцию на десятый саммит G20, который 15-16 ноября состоится в Анталье.
Беглый взгляд на историю этой организации и роль в ней Турции с момента ее присоединения к G20 поможет составить представление о том, какую роль Турция и G20 играют в современном миропорядке и какой вклад они могут внести в формирование будущего мира.
Поскольку инициатором и основоположником для G20 стала «группа семи», полагаем, что начать наш анализ следует именно с G7. После того как в 1971 году Америка при Никсоне положила конец применению «золотого стандарта» (правило «одна унция золота равна 35 долларам»), арочный камень мировой финансовой системы рухнул, и вся система стала уязвимой перед лицом кризисов. С арабо-израильской войной 1973 года и последовавшим за ней нефтяным кризисом состояние мировой финансовой системы стало вызывать серьезную тревогу. На протяжении 1974 года министры экономики США, Франции, Великобритании, Японии и Германии неоднократно встречались в библиотеке Белого дома, чтобы обсудить все эти вопросы. В 1975 году двое из этих министров, француз Валери Жискар (Valery Giscard) и немец Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt), стали главами государств. По приглашению Жискара пять упомянутых стран плюс Италия провели первую встречу G6 на высшем уровне. С участием Канады во второй такой встрече эта группа получила название G7.
Как возникли саммиты G20?
До середины 1990-х годов лидеры G7 продолжали регулярно встречаться и руководить экономической и прежде всего финансовой системами мира. В 1997 году (и сейчас ожидается нечто подобное) в Азии вспыхнул кризис. Но Азией он не ограничился. Кризис пошатнул все страны Тихоокеанского региона, а затем перекинулся на Россию и Латинскую Америку, выйдя, таким образом, на поистине глобальный масштаб. Страны G7 больше не могли решать глобальные проблемы сами по себе, без включения в процесс новых растущих экономик. Заметив это, американский президент Билл Клинтон (Bill Clinton) инициировал саммит с участием глав экономических ведомств ведущих стран АТР. В 1997 году в Канаде, в Ванкувере, собрались представители 22 стран. На следующий год эта группа провела еще две встречи в формате G22. Но из-за отсутствия на них важных европейских и ближневосточных сил, в том числе и Турции, «большая семерка» решила расширить группу до G33 и включить еще 11 стран. Несмотря на то, что в первой половине 1999 года состоялось две встречи G33, расширение группы заметно снизило продуктивность ее работы, и конструктивную атмосферу обмена мнениями создать не удалось. В этой связи страны G7 пустились в новые поиски, в результате которых и возникла G20.
Так же как и США, которые после Второй мировой войны в одиночку сели за руль мировой экономики, а затем были вынуждены пойти на сотрудничество, чтобы справиться с экономическими кризисами 1960-х и 1970-х годов, создав G7, «группа семи» осознала, что должна сотрудничать с развивающимися странами, чтобы преодолеть экономические кризисы 1990-х годов. В декларации саммита, состоявшегося в июне 1999 года, лидеры G7 заявили, что будут работать над созданием неофициальной площадки диалога с привлечением «стран системной важности». Эта группа впервые была собрана в декабре 1999 года на уровне министров экономики и названа G20. В ее первой декларации повторялось то же заявление, что мы привели выше. G20, состоящая из 19 стран и ЕС в лице председателей Европейской комиссии и Европейского совета, стала регулярно проводить встречи при участии глав экономических ведомств и руководителей центральных банков стран-членов.
G7 отмечает, что в G20 были включены страны, из-за отсутствия которых в системе возникли бы определенные трудности. Заметим, что в это время в G20 вошла и Турция. «Группа семи», состоящая из западных стран, пригласили ее для того, чтобы Турция как мусульманская и демократическая страна, входящая в НАТО и являющаяся кандидатом на вступление в ЕС, не отдалялась от западного мира и демократических ценностей. Можно утверждать, что состав G20 формировался по следующей логике: в группу включали те государства, которые, по сути, создали бы проблемы, оставшись вне системы.
Экономический кризис, потрясший мир примерно через десять лет после образования G20 на уровне министров, вывел сотрудничество между этими государствами на более высокий уровень, и к встречам глав экономических ведомств добавились встречи на уровне глав государств. На первой встрече в Вашингтоне и, через год, на второй встрече в Лондоне страны приняли важные и конструктивные решения относительно кризиса, и его в итоге удалось преодолеть. Однако с ослаблением влияния кризиса на мировую экономику G20 в значительной мере утратила способность принимать эффективные решения. Если не считать первые две встречи, состоявшиеся практически сразу же после кризиса, то саммит G20 на уровне глав государств и встречи, которые проходили до этого саммита, можно расценивать лишь как возможность представителей разных стран обмениваться мнениями по определенным вопросам и проводить переговоры для повышения координации между государствами. Ожидать, что G20, созданная как реакция на глобальный кризис, приобретет институциональный и формальный характер, и что благодаря саммитам этой организации произойдут какие-либо крупные перемены в мировом порядке, конечно, нереалистично. То же самое можно сказать и в отношении саммита G20, который состоится в этом году в нашей стране. Иными словами, значение саммита G20 для Турции ограничивается лишь встречей ведущих 20 мировых лидеров в Турции.
Турцию ждет экзамен
По данным МВФ, с 1970-х по 2008 годы мировая экономика пережила более 100 кризисов разных масштабов. Однако ни G7, ни G20 не предприняли каких-либо системных шагов, способных предотвратить глобальные кризисы. В этих организациях всегда довольствовались временными решениями. В этой связи вряд ли можно ожидать, что G20 сможет предотвратить новый экономический кризис, который, по некоторым оценкам, вскоре начнется в Азии. Кроме того, пока в мировой финансовой системе не будут проведены серьезные структурные реформы, глобальным кризисам не будет конца.
Следует обратить внимание на существенное различие между G7 и G20. G7 — группа, состоящая из демократических государств, и, как отмечает сама эта группа, данная особенность является одним из ее основных структурных элементов. Так, почти два года назад Россия, которая была в этой группе восьмым членом, была исключена из нее из-за событий на Украине и неуважения к правовым и демократическим ценностям. С этой точки зрения G20 не похожа на G7: в «большую двадцатку» входят и такие крайне далекие от демократических ценностей страны, как Китай и Саудовская Аравия. В этой связи вряд ли можно ожидать, что постепенное отдаление Турции от демократии отразится на ее членстве в G20 или приведет к отмене саммита G20. Но пока лидеры стран, придающих значение демократическим ценностям, будут находиться в Турции, они неизбежно подвергнут ее критике, а мировая пресса, которая будет следить за грядущим саммитом, во всех деталях опишет все происходящее в нашей стране.
Несмотря на то, что бюджет приема встреч G20 насчитывает далеко не один миллион долларов, это действительно важная и престижная задача. Но из-за событий в нашей стране мы рискуем не только упустить эту возможность, но и всерьез уронить себя в глазах мира — конечно, не без помощи представителей СМИ, которых мы примем в нашей стране.