«Путин призывает к альянсу с Асадом против “Исламского государства”», — с таким заголовком на обложке выходит «Монд». Без поддержки Россией Асада в Сирии уже давно бы устроили Ливию, что привело бы к тому, что волна сирийских беженцев, хлынувших в Европу, была бы намного более мощной, заявил вчера Путин. «Делая это заявление, российский президент, вероятно, меньше думал о судьбе беженцев», «чем о кошмарном финале Каддафи», пишет газета.
Предварительно усилив военную поддержку режима Асада, Путин взял в Сирии курс на ускорение. Но для этого ему нужно пройти промежуточный этап: Генеральную сессию ООН, на которой российский президент должен выступить 28 сентября.
Путин впервые за восемь лет едет в США именно для того, чтобы призвать Запад к созданию коалиции для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство». Для этого он предложит «западным партнерам» изменить подход к режиму Асада, который они называют кровавой диктатурой.
Идею насчет создания вокруг режима Асада антитеррористической коалиции Путин впервые опробовал во время июньского саммита БРИКС в Уфе, напоминает «Монд», а вчера, в ходе заседания Организации Договора о коллективной безопасности (объединяющей 6 бывших советских республик), подготовил почву для нью-йоркского выступления.
Путин призвал отказаться «от двойных стандартов, от политики /.../ использования отдельных террористических группировок для достижения собственных амбициозных целей, в том числе, смены неугодных кому бы то ни было правительств».
«Монд» полагает, что Путин намекает на страны Запада и Персидского залива и доносит до них послание: без Башара Асада ничего у них в Сирии не получится. А чтобы предложить своим адресатам хоть что-то взамен, Путин посылает еще один сигнал: Башар Асад готов интегрировать во власть «здоровые силы» от оппозиции.
«Мы поставляем и будем поставлять техническую и военную помощь» Башару Асаду, — добавил Путин. «Монд» напоминает, что несколько дней назад в районе Латтакии, в вотчине Башара Асада, были замечены российские танки Т-90. А журналистов канала Россия 1, которые до сих пор привыкли ездить в военные командировки в Донбасс, якобы предупредили, чтобы они готовились к скорой отправке вместе с армией в неизвестном направлении.
Кстати, усиливая свое присутствие в Сирии, Кремль, который «сильнее чем когда-либо хочет отвлечь международное внимание от украинского конфликта», пытается устроить перемирие в Донбассе.
Что касается Сирии, то без поддержки России там уже давно бы устроили Ливию, что привело бы, в том числе и к тому, что волна сирийских беженцев, хлынувших в Европу, была бы намного более мощной, заявил вчера Путин.
«Делая это заявление, российский президент, вероятно, меньше думал о судьбе беженцев», «чем о кошмарном финале Каддафи», пишет «Монд».
Поэтому для Путина, который считает неприемлемым свержение любой власти, а также «вмешательство во внутренние дела страны» (что бы она ни делала со своим населением), удержать на посту Асада — принципиально важная задача.
Важная еще и потому, что Кремль должен показать правителям других стран региона: Москва, в отличие от переменчивого Запада, никогда не бросает своих союзников, пишет сегодня в «Фигаро» Тома Гомар, директор Центра по изучению России и республик бывшего СССР при Французском институте международных отношений. Исследователь считает, что, к тому же, в Кремле просто «не видят умеренной альтернативы диктатору Асаду».
Впрочем, пока ничто не говорит о том, что предложение Путина о создании антитеррористической коалиции вокруг Асада будет поддержано. По крайней мере, в Вашингтоне вчера уже пригрозили усилением международной изоляции Москвы в случае, если Кремль продолжит поддерживать режим Асада. А госсекретарь Керри вчера позвонил Сергею Лаврову и заявил, что для США Башар Асад никогда не будет легитимным участником коалиции против «Исламского государства».
В Париже к московской инициативе тоже относятся прохладно, пишет «Монд» и цитирует анонимного французского дипломата, который говорит: «Дураков нет. Мы прекрасно видим, чего хотят добиться русские: под предлогом борьбы с терроризмом усилить режим Асада, чтобы затем сделать невозможными любые разговоры о передаче власти».
Позицию французской дипломатии подтвердил вчера и премьер-министр Манюэль Вальс, который заявил в ходе выступления в парламенте, что «любая поддержка Асада приведет к дальнейшему раскручиванию спирали насилия».
Но и у Запада пока нет эффективного решения для сирийского конфликта, подчеркивает «Монд».
Единственный вариант, который сейчас обсуждается, это так называемый план, который получил имя Стефана де Мистуры, спецпосланника ООН по Сирии. Этот шведско-итальянский дипломат предлагает создать «Контактную группу по Сирии». Впрочем, пока до конца не ясны даже контуры группы. Самый вероятный вариант — построение группы по формату 5+1, испытанному в ходе переговоров по ядерной проблеме Ирана, т. е. 5 постоянных членов Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания) + Германия.
Возможно, в группу также попадут влиятельные страны региона — Иран, Саудовская Аравия и Турция.
Но пока вокруг этой идеи царит пессимизм, говорит политолог Бассма Кодмани.
Сирийский режим категорически против этого плана, потому что он предусматривает уход Асада. Сирийская оппозиция против, потому что план предусматривает Асада в качестве переговорщика.
Против плана также выступают Россия и примкнувший к ней Иран.
И даже Запад соглашается на него со скрипом.