Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сказки России о «Турецком потоке»

© РИА Новости Егор Еремов / Перейти в фотобанкНитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО "Газпром"
Нитки газопровода на территории введенной в строй после реконструкции газораспределительной станции ОАО Газпром
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На что рассчитывает Россия, которая предлагает Турции контракты по «Турецкому потоку», хотя лучше всех знает, какую реакцию это вызовет? Почему инструментом торга в «Турецком потоке» Россия сделала скидку на газ, которую она должна была предоставить еще в январе 2015 года? У Москвы, которая прекрасно выстраивает обходные маневры, есть здесь, вероятно, еще какой-то интерес.

Примерно этого я и ожидал, когда в статье «„Турецкий поток“ в опасности» впервые предупреждал о рисках, нависших над данным проектом. Сведения, которые я получил от турецкой и российской сторон по известным мне каналам, заставляют задуматься, что здесь что-то не так. Но пока мне так и не удалось разгадать эту странность. Почему, например, инструментом торга в «Турецком потоке» Россия сделала скидку на газ (10,25%), которую она должна была предоставить по действующим контрактам и ввести в действие еще в январе 2015 года? У России, которая прекрасно выстраивает обходные маневры в дипломатии, есть, вероятно, и другое, истинное намерение...

На что же рассчитывает Россия, которая кладет перед Турцией контракты по «Турецкому потоку» на подпись, хотя сама лучше всех знает, какую реакцию это вызовет? Заметим, этот вопрос не ограничивается только энергетикой или природным газом. Он весьма тесно связан с нынешней политической атмосферой и напряженностью в Турции. Россия так и говорит, что проблема — в политическом кризисе в Турции. Однако еще больше веса здесь имеют региональные вопросы, и на первое место можно поставить терроризм.

Итак, Россия откладывает «Турецкий поток» и по политическим, и по экономическим причинам. Но мы не будем обращаться к прогнозам тех, кто выдает себя за экспертов в этой сфере и не видит дальше собственного носа...

Все это затронет TANAP — и не только!

Шаги России нельзя оставлять без внимания. Наивно полагать, что все эти события не повлияют на TANAP, который будет напрямую передавать природный газ Каспия в Анатолию и Европу. С особой осторожностью нужно добиться того, чтобы этого не произошло, и провести многосторонние стратегические расчеты. Сегодня из-за споров вокруг статуса Каспийского моря, а также России и Ирана туркменский природный газ до сих пор не может достичь Анатолии с помощью проекта Транскаспийского газопровода.

Для повышения эффективности TANAP и обеспечения диверсификации поставок природного газа важен другой берег Каспийского моря. С этой точки зрения, на мой взгляд, нужно принять во внимание следующую оценку Волкана Оздемира (Volkan Özdemir), директора Института энергетических рынков и политики: «Когда азербайджанский и российский газ станет поступать на греческую границу, формирование цен на эти ресурсы, возможно, будет происходить сообща. Это также повлияет на цену на газ, который будет продавать TAP как продолжение TANAP».

Турция — и клиент, и партнер


На развитие отношений России и Турции важно смотреть не только глазами продавца и покупателя газа. Более того, раз уж на то пошло, Турция — один из важнейших клиентов России. Заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турции Сефа Садык Айтекин (Sefa Sadık Aytekin) отметил: «Турция — второй по величине торговый партнер России после Германии. Несмотря на это, между странами возникло взаимное недоверие. Если бы российская сторона снизила цену на природный газ без каких-либо условий, то сегодня о российском проекте „Турецкий поток“ говорили бы иначе». При анализе этого вопроса с точки зрения турецкого министерства энергетики и российских официальных лиц возникает следующая картина: «Турецкий поток» отчасти делает шаг назад.

Выборы — предлог, Россия тянет время

От «Турецкого потока» Турция ждет одного. Обеспечить возможность бесперебойных поставок российского газа (который сегодня она получает по «западному коридору») во Фракию. Разного рода комментарии, а также подходы, основанные на несуществующих фактах, несправедливы.

Иными словами, у Турции нет шансов стать «газовым энергетическим центром» («хабом») благодаря «Турецкому потоку». Для этого сейчас нет ни каких-либо побуждений, ни инвестиций. Но еще важнее то, что ни Россия, ни Турция не демонстрируют намерений или инициатив в этом направлении. В таких условиях будущее трех других труб, которые должны пролегать в Европу через Грецию в рамках проекта, состоящего из четырех трубопроводов общей мощностью 63 миллиарда кубометров, остается туманным.

Но Россия делает акцент на том, что задержка проекта происходит отнюдь не по ее вине, а из-за выборов и политических рисков в Турции. Русским удается проворно одним выстрелом убить нескольких зайцев, обратить внимание общественности на хаос на Ближнем Востоке. В целом этот сюжет не ограничивается природным газом. Речь идет о множестве параметров, которые только могут прийти на ум: Сирия, НАТО, ИГИЛ, Рабочая партия Курдистана, Партия «Демократический союз», Иран, Америка. В этой ситуации сцену следует уступить не тем, кто дает газ, а тем, кто даст полезный совет.