Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крейчи: Из европейских стран больше всего мусульман проживает в России

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкЦентральная мечеть им. Ахмата Кадырова "Сердце Чечни" в Грозном
Центральная мечеть им. Ахмата Кадырова Сердце Чечни в Грозном
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почти четверть территории России — это Европа, и ее история является частью европейской истории. Сегодня в России проживает 14,5 миллион мусульман — примерно одна десятая часть населения страны. То есть в абсолютных и относительных числах это больше, чем в Германии и Франции. А в Ингушетии, Чечне и Дагестане доля мусульман составляет 99%, как в Албании и Косово.

Мусульманское население в глобальном масштабе занимает по многочисленности второе место после христиан. Но это наиболее динамично растущая религиозная группа. По некоторым не совсем точным оценкам, в Европе проживает 44 миллионов мусульман, говорит в интервью порталу Prvnizpravy. cz политолог Оскар Крейчи.


První zprávy: В связи с нарастающим потоком мигрантов растут и опасения относительно возможных этнических и религиозных конфликтов в Европе. Как вы считаете, обоснованы ли эти опасения?


Оскар Крейчи: Еще пять лет назад в Европейском парламенте по инициативе одного чешского депутата прошло заседание, посвященное старым и новым меньшинствам. Тогда почти все сошлись во мнении о том, что напряженность вокруг новых меньшинств растет и продолжит расти. И причина не в их, как правило, более уязвимом социальном положении. Опасность заключается в том, что, в отличие от индивидуализированного подавляющего большинства населения, эти новые меньшинства характеризуются этнической и религиозной сплоченностью. В случае социальных потрясений, причиной которых будет не обязательно экономический кризис, а, скажем, раздутое в СМИ уголовное преступление, различные культурные воззрения большинства и меньшинства могут вступить в жесткую конфронтацию. Но на результаты того заседания никто не обратил внимания: политики реагируют не на теоретические выводы, а на недавние кадры по телевидению.

— Сколько всего мусульман в мире?

— Мусульманское население в глобальном масштабе занимает по многочисленности второе место после христиан. Но это наиболее динамично растущая религиозная группа. Согласно анализу и прогнозу Pew Research Center, исследовательского центра в Вашингтоне, численность мусульман увеличится с 1,9 миллиарда в 2010 году до 2,8 миллиарда в 2050. Это означает, что численность христиан и мусульман почти сравняется. Разумеется, различаться будет их концентрация в разных регионах мира. Например, те, кто думал, что ведет священную войну, вторгаясь в Афганистан и Ирак, призывали к крестовому походу против приблизительно 60 миллионов мусульман только в этих странах.

— Какова, по-вашему, причина этого абсолютного и относительного прироста мусульманского населения?

Чешский политолог Оскар Крейчи


— Тут, вероятно, есть две основные причины. Тот, кому не нравится индивидуализм Запада, часто приходит к исламу как к привлекательной, если не единственной, альтернативе образа жизни. Коран обещает жизнь, которая в свете солидарности мусульманской общины кажется более качественной, чем жизнь в западных обществах, охваченных эгоизмом. Вторая причина роста численности мусульман — это простой факт: плодовитость мусульманских семей больше, чем средние мировые показатели.

— И в Европе то же?


— В Европе ситуация похожа, но не идентична. По некоторым не совсем точным оценкам, в Европе проживает 44 млн мусульман, из которых 19 млн живут в Европейском Союзе. По данным упомянутого Pew Research Center, доля мусульман в Европе увеличится с 8,4% в 2010 году до 10,2% к 2050 году. Правда, в свете нынешнего потока мигрантов и угрозы конфликтов эта оценка может показаться консервативной.

— Принято утверждать, что больше всего европейских мусульман проживает во Франции и Германии. То есть в странах, куда и направляется большая часть мигрантов.

— Я тоже очень часто сталкиваюсь с такими данными. Но они правдивы лишь отчасти. Начнем с того, что соответствует действительности. Во Франции проживает 2,1 миллион человек, которые открыто называют себя мусульманами, из которых примерно 100 тыс. урожденные французы, обратившиеся в эту веру. В Германии живет 3,6 миллиона мусульман, из которых 1 миллион имеет немецкое гражданство. Это большие цифры. Поэтому естественно, что о мусульманах в Германии и во Франции много говорят. Оттуда также передается информация в страны, где война и бедность выгоняют людей из дома, и в лагеря беженцев, например в Турции или Ливане. Но наибольшее по численности меньшинство проживает не в Германии.

— А где же тогда?

— Оставлю в стороне Турцию, которую иногда включают в Европу, и где из 77,7 млн человек 98% являются мусульманами. Из европейских стран больше всего мусульман проживает в России.

— Но Россию не включают в эту статистику. Я не замечал, чтобы у нас в дискуссиях о мусульманах в Европе говорили о России.

— Вы, конечно, правы. Но почти четверть территории России — это Европа, и ее история является частью европейской истории. Сегодня в Российской Федерации проживает 14,5 миллион мусульман, что составляет примерно одну десятую часть населения этой страны. То есть в абсолютных и относительных числах это больше, чем в Германии и Франции. В таких субъектах Российской Федерации, как Ингушетия, Чечня и Дагестан доля мусульман составляет 99% населения, как в Албании и Косово.

В Татарстане, одной из богатейших республик Российской Федерации, приблизительно 54% населения проповедует ислам. Это больше, чем в Боснии и Герцеговине. Кстати, Татарстан находится в Поволжье, где еще недавно жили булгары. Они приняли ислам еще до того, как крестили Русь, и прежде, чем польский князь Мешко взял в жены Дубравку Пршемысловну, приняв с ней христианство.

— Хорошо, хорошо. Но вернемся к современной Европе. Как передают наши СМИ, присоединение Крыма к России сопровождалось протестами большинства мусульманских крымских татар.

— И да, и нет. Еще до референдума в Крыму, где решался вопрос о присоединении к России, туда отправились представители упомянутого Татарстана, чтобы объяснить местным татарам, что в России им будет лучше.

— Видимо, они не добились успеха. Например, влиятельный политик и крымский татарин Мустафа Джемилев, который сегодня является членом украинского парламента, много раз давал понять, что не согласен с аннексией Крыма.

— Недовольные найдутся всегда, и в данном случае это представители крымско-татарской общины, которые привыкли к сотрудничеству с Киевом. В этом нет ничего особенного. Но результаты голосования о присоединении Крыма к Российской Федерации говорят о том, что за присоединение выступили не только русские и православные. После присоединения к России язык крымских татар впервые стал и одним из трех официальных языков в Крыму наряду с русским и украинским.

— Не кажется ли вам, что вы переоцениваете тему России в спорах о положении мусульман в Европе в связи с нынешней волной миграции?


— Понимаете ли, Россия — это пластичный пример преимуществ и трудностей столь обсуждаемого мультикультурализма. Сокрушительный провал мультикультурализма происходит в тот момент, когда военизированные и хорошо организованные малые части меньшинств решились на вооруженное насилие. Это происходит по разным причинам. И ситуация может еще усложниться. Во время последних двух чеченских войн одна половина чеченцев жила в Чечне, а вторая — в других субъектах Российской Федерации. И чеченцы были одними из самых смелых военнослужащих федеральных войск во время войны с чеченскими сепаратистами и фундаменталистами. Но, с другой стороны, правда и то, что русский язык среди боевиков так называемого Исламского государства является довольно распространенным.

— Сказав это, вы не очень обрадовали наших читателей.

Празднование Ураза-байрам в Москве


— Русская цивилизация мультикультурна с доминантой православия. Но посмотрим на это с другой стороны. С 2005 года Российская Федерация является наблюдателем в Организации исламского сотрудничества, международном объединении 57 стран. Эта организация, имеющая своих представителей и в ООН, и в Европейском Союзе, стремится стать единым голосом мусульман в мире. Это организация, где представлено, например, 203 миллиона мусульман, живущих в Индонезии, но где пока нет представителей 172 миллионов индийских мусульман.

Я говорю это потому, что 23 сентября, то есть через десять дней, в Москве будет открыта новая мечеть. В центре города недалеко от станции метро «Проспект мира». В этой мечети отправлять культ смогут 10 тысяч мусульман одновременно. В открытии этой мечети примет участие не только президент Турции, но и представители других стран Организации исламского сотрудничества, например Ирана и Саудовской Аравии. Подобные акции перекраивают классические геополитические карты.

— Из ваших ответов следует, что вы считаете сотрудничество разных религий, а также конфликты между ними естественным явлением. И это наводит меня на вопрос: почему вообще на нашей небольшой планете существует столько вероучений?

— Потому что есть разные социальные запросы. Но обоснование этого тезиса может быть скучным и затянутым. Однако на этот вопрос есть ответ и с позиций веры, ответ, который имеет свою чудесную религиозную логику. Он содержится в трактате Николая Кузанского «О религиозном мире» (1453). Он был немецким философом и теологом, а также кардиналом и главным викарием в Риме. Он пришел к выводу, что, несмотря на то, что Бог один, он дал познать себя разным людям в разных видах. Поэтому Николай Кузанский объявил религиозные войны бессмысленными. С того времени, когда он жил, прошло несколько веков. Но до сих пор, к сожалению, многие верующие всех конфессий, а также приверженцы светских идеологий не поняли благородный гуманистический смысл его слов.