Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские военные отказываются ехать в Сирию. Отправит ли их Кремль на Кубу и во Вьетнам?

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкЗаход ракетного крейсера "Петр Великий" в сирийский порт Тартус
Заход ракетного крейсера Петр Великий в сирийский порт Тартус
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восстановление военной базы в Сирии, по словам российского военного эксперта Константина Богданова, является частью более масштабного плана по частичному восстановлению сети баз в так называемом дальнем зарубежье, то есть за пределами бывшего СССР. И пока все внимание мира сосредоточено на Сирии, российская авиация незаметно возвращается на старую военную базу во Вьетнаме.

Алексей Н. служит в российской армии по контракту. Его направили в одну из частей в Восточном военном округе России. Недавно их роту привезли в порт Новороссийск. Оттуда отправлялись военные корабли, полные вооружения. Вскоре в путь должен был отправиться и он. Он понял, что их отправляют в Сирию. Но этого в контракте, который он официально подписал с российской армией, не было.

Он связался с российскими журналистами. «Сначала я думал, что нас отправят на Донбасс, но оказалось, что мы должны ехать в Сирию», — сказал военнослужащий российским журналистам сервера Gazeta. ru.

По свидетельствам других военнослужащих, вот уже четыре месяца в Сирию отправляется российская техника, оружие и люди. Некоторые говорят о расширении существующей российской военной базы, а другие — о том, что там строится совершенно новая.

Все командировочные указания для военнослужащих остаются тайными. Когда 16 сентября в Новороссийск приехал представитель Генштаба Российской армии (не в форме, а в гражданском), он подтвердил, что военные отправляются в сирийскую Латакию. Он не исключил, то они будут принимать непосредственное участие в боях. Как только эта информация появилась в российских СМИ, другие военнослужащие тоже начали отказываться. Командировку в Сирию пришлось отложить. Командование успокаивает своих подчиненных: основной задачей военных будет охрана российских военных баз — той, что уже существует в Тартусе, и строящейся.

Тартус и Латакия


В сентябре аналитический центр Stratfor опубликовал снимки со спутников, доказывающие российское военное присутствие на сирийской авиационной базе под Латакией — всего в 400 километрах от израильского Тель-Авива. При этом российская военная база, которая осталась в Сирии со времен советского военного присутствия за рубежом, находится в порту Тартус, и это военно-морская база, а не авиационная. Первые данные свидетельствовали о том, что россияне лишь помогают сирийцам расширить взлетное поле таким образом, чтобы на него могли без проблем приземляться тяжелые военные и транспортные самолеты. Кстати, и для того, чтобы сюда прибывала тяжелая военная техника из России. Например, танки Т-90 вместе с российскими морскими пехотинцами уже полностью охраняют строящуюся базу в Латакии. Кроме того, российские инженеры строят две вертолетные площадки. Построена и диспетчерская вышка. Но самым явным доказательством планов Москвы по строительству полноценной базы являются жилые строения. Они заметны и на спутниковых снимках.

Первым о том, что россияне действительно строят в Латакии новую авиационную базу, заявил Bloomberg. Там будут размещены российские МиГ-31 и Су-25. По словам Руслана Левиева из группы WIU, которая занимается мониторингом российского военного присутствия за рубежом, из таких российских городов, как Псков, Рязань, Кострома и Моздок, почти регулярно в Сирию вылетают самолеты Ил-76 и тяжелые транспортные «Русланы», которые относятся к категории самых крупногабаритных транспортных самолетов в мире. Они перевозят танки, вертолеты и артиллерийские системы. Из Новороссийска и Севастополя (это российский военный порт в Крыму, который Россия аннексировала весной прошлого года) приходят суда с военным грузом и военнослужащие. Военных кораблей даже не хватает, поэтому к операции подключили гражданские транспортные суда.

Старые добрые советские...


Несмотря на то, что Советский Союз имел за рубежом намного больше военных баз, чем современная Россия, он никогда не достиг уровня американского военного присутствия в разных странах мира. Москва всегда была сосредоточена на защите своих континентальных границ и обороной от НАТО и Китая.

После распада СССР распалась и военная сеть за рубежом. В итоге в работе осталась лишь одна — собственно, даже не база, а центр материально-технической поддержки российского флота в сирийском Тартусе.

Еще в 2011 года общая численность российского персонала составляла всего четыре человека! Объект представлял собой несколько зданий и пару ангаров. И больше ничего. Но когда разгорелся сирийский конфликт, значимость базы возросла. Если в 2013 году россияне отправили в Тартус 25-30 рейсов, то в следующем году их было уже 44, а в этом — 45. По словам Антона Павлушка, одного из активистов добровольческой группы InformNapalm, которая следит за российским военным присутствием по всему миру, к концу года рейсов будет не менее 60. Сегодня поддержка россиян играет для Асада решающую роль.

Восстановление военной базы в Сирии, по словам российского военного эксперта Константина Богданова, является частью более масштабного плана по частичному восстановлению сети баз в так называемом дальнем зарубежье, то есть за пределами бывшего СССР. И пока все внимание мира сосредоточено на Сирии, российская авиация незаметно возвращается на старую военную базу во Вьетнаме.

Все чаще там для осуществления перелетов своих бомбардировщиков над Тихим океаном Россия использует аэродром Камрань. Весной этого года против этого даже официально протестовал Вашингтон.

Вперед, в Латинскую Америку


Раньше советские базы были в Атлантике, в кубинском Сьенфуэгосе и в Луанде в Анголе. Очень тесным было сотрудничество с рядом африканских стран. В Юго-Восточной Азии опорой была как раз база Камрань, которая принадлежала СССР с 1979 по 2002 год. Там размещалась 17-я оперативная эскадра ВМФ. Использовался и прилегающий аэродром, с которого регулярно вылетали самолеты-разведчики Ту-95РЦ.

Но к 2002 году большая часть советских военных объектов за рубежом была ликвидирована или передана странам, на которых базы находились. С 2010 года кажется, что Москва хотела бы вернуться на старые базы или построить новые.
В ноябре 2013 года было подписано соглашение с Вьетнамом о постоянном использовании инфраструктуры в Камрани и об использовании местного аэродрома. В июне 2014 года подобное соглашение россияне подписали с Кубой. Президент России Владимир Путин тогда не подтвердил, что россияне вернулись в первоначальный советский центр в Лурдесе, но и не уточнил, что именно появится на Кубе.

Еще одно соглашение Москва подписала с Никарагуа: пока российские военные корабли могут лишь останавливаться в местных портах, но российские СМИ пишут о возможности строительства нового центра военно-технической поддержки. Кстати, в 2013 года и в Никарагуа, и в Венесуэле приземлялись стратегические бомбардировщики Ту-160, что в Вашингтоне, конечно, не вызвало позитивного отклика.