В Киргизии 4 октября должны пройти выборы, которые, возможно, станут самыми важными в постсоветской истории Центральной Азии. Впервые арена парламентских выборов открыта для 14 конкурирующих политических партий.
Эти выборы могут сыграть важную роль в возрождении имиджа Киргизии как лучшей надежды на прорыв демократии в Центральной Азии. Этот имидж после 2005 года пострадал в результате двух революций и вспышки межэтнического насилия.
Кыргызстан — единственная страна в Центральной Азии с парламентской системой правления, и приближающиеся выборы станут вторыми, проведенными в рамках этой системы.
Выборы намечены на 4 октября. На 120 мест в парламенте — Жогорку Кенеше — претендует более двух тысяч кандидатов. Депутаты будут отбираться по партийным спискам, так что избиратели будут голосовать не за отдельных персон, а за партии. Но надо отметить, что многие из кандидатов в верхних строчках этих списков — известные политические фигуры.
Ни одна партия не может получить больше 65 мест в парламенте. По крайней мере 30 процентов мест должно принадлежать женщинам. Также зарезервированы места для представителей этнических групп и людей с ограниченными физическими возможностями.
Как пишут СМИ, места в парламенте распределятся максимум между шестью партиями. Но даже если это и так, в столице и ее окрестностях можно видеть многочисленные рекламные щиты и плакаты, которые говорят о том, что все 14 партий могут свободно заявить о себе, а это, в свою очередь, показатель способности их вести предвыборную кампанию. До начала выборов осталось всего лишь полторы недели, и до сих пор не поступало никаких жалоб от кандидатов или сторонников партий о препятствиях во встречах с избирателями. Такие обвинения имели место на предыдущих выборах как в Киргизии, так и в соседних государствах Центральной Азии, где есть оппозиционные партии.
Проблемы неизбежны
Но вместе с этим, ни одни парламентские выборы в Киргизии еще не обходились без спорных ситуаций и предстоящие выборы, по-видимому, не станут исключением. В партийных списках есть 234 кандидата, бывшие ранее фигурантами уголовных дел. Некоторые из них и сейчас находятся под следствием, а трое претендентов на депутатское кресло и вовсе числятся в розыске. 4 сентября, в день официального начала агитационной кампании, глава Центральной избирательной комиссии Киргизии Туйгунаалы Абдраимов заявил, что каждая партия в своем списке имеет от 10 до 25 человек, ранее осужденных за какие-либо преступления.
Для регистрации избирателей в Киргизии была введена новая биометрическая система, которая немало озадачила некоторых граждан. В стране с населением около 5,8 миллиона человек, регистрацию пока что прошло только 2,5 миллиона граждан. Сотни тысяч киргизстанцев находятся за пределами страны, большинство из которых — трудовые мигранты в России. Для них на территории России будет открыто шесть участков для голосования, однако вице-премьер Тайырбек Сарпашев в начале сентября заявил, что, по его ожиданиям, из полумиллиона мигрантов голосовать будет лишь около 11 тысяч.
Также поступили жалобы от ряда политических партий на то, что их агитационные плакаты были сняты в общественных местах. Партия «Ата-Мекен» заявила, что в некоторых районах Бишкека часть их агитационных плакатов была снята. Однако столичные власти объяснили это тем, что плакаты были расклеены на коммерческих зданиях и частных домах без получения разрешения у владельцев. Подобное недовольство высказала и партия «Республика — Ата-Журт», часть их агитационных плакатов в столице тоже оказалась снятой. По словам чиновников, это было связано с тем, что местная милиция сочла оскорбительным лозунг партии на этих плакатах: «Дорога без взяток». Тем не менее эти агитационные плакаты партии «Республика — Ата-Журт» можно было видеть в Бишкеке.
Что-то особенное должно произойти в Киргизии, и, в зависимости от результатов и того, как население отнесется к исходу выборов, у страны может появиться возможность встать на путь восстановления своего имиджа как «островка демократии» в Центральной Азии.
Следующие несколько недель я буду ездить по Киргизии, говорить с как можно большим числом людей о предстоящих выборах и об их видении избирательного процесса, о том, что им известно о политических партиях, что они хотят от избранных ими членов парламента, и многом другом.