Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страны разные, причины спада — одни и те же

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин посетил Центральное хранилище Банка России
Премьер-министр РФ Владимир Путин посетил Центральное хранилище Банка России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В первые годы власти новые «спасители», перенявшие ослабленную политическую и экономическую систему, реанимировали ее с помощью ряда реформ и преобразований. По сравнению с периодами кризисов экономика начала давать головокружительные показатели. Росли как доверие народа к лидеру и действующей власти, так и самоуверенность лидера. Здесь-то все и началось.

Почему такие развивающиеся страны, как Бразилия, Индия, Китай, Россия, Зимбабве, Аргентина, Турция, Иран, Египет и Малайзия, не смогли сделать устойчивыми экономические и политические скачки, которых они добивались в определенные периоды своей истории?

При поиске ответа на этот вопрос мы, несмотря на множество различий между этими странами и регионами, видим некоторые сходства в причинно-следственных связях. Роднит эти страны прежде всего то, что через определенные временные интервалы путь развития их демократии и экономики прерывался государственными переворотами и кризисами. Неразрешимость проблем завершала политическую карьеру одних политиков и расчищала путь во власть другим.

В 1980 году к власти в Зимбабве не без хитрости и тирании пришел Мугабе (Mugabe), заручившийся поддержкой общества как борец за свободу. В 1940-е годы в Аргентине, во времена Перона (Peron), и впоследствии, при Карлосе Менеме (Carlos Menem), который поначалу был губернатором провинции с населением 240 тысяч человек, а затем вырос до президента, произошли заметные изменения. В Бразилии благосклонность в глазах народа завоевал в прошлом член профсоюзного движения Лула да Силва (Lula da Silva), который возглавил Партию трудящихся, возникшую после встречи лидеров профсоюзов, бывших оппозиционных политиков, студентов, интеллигенции и представителей 100 разных общественных движений для обсуждения будущего демократии после военного режима. В Иране Хомейни, а в России — Путин во времена экономического и политического спада заручились поддержкой людей, обещая бороться с коррупцией, бедностью, запретами. С таким же обещанием Партия справедливости и развития пришла к власти в Турции в 2002 году.

В первые годы своей власти все эти новые «спасители», перенявшие ослабленную политическую и экономическую систему, реанимировали ее с помощью ряда реформ и преобразований. По сравнению с периодами кризисов экономика начала давать головокружительные показатели.

Росли как доверие народа к лидеру и действующей власти, так и самоуверенность лидера. В один момент проблемой для всех них стало изобилие ликвидности... Здесь-то все и началось.

Весьма многозначительно то, что по вине этих же «спасителей» страны, которые стойко переносили все тяготы пути, ведущего к экономическому развитию, оказались на дне настолько глубокой пропасти безысходности, что утратили все преимущества, приобретенные ими за многие годы. Все эти государства разделили одну участь, и этот процесс мы проиллюстрируем на следующих примерах.

Индия. В работе «Будущее свободы» Фарид Закария (Fareed Zakaria) так обобщает ситуацию в своей стране: «Религиозная нетерпимость была только первым предвестником нового лица индийской демократии. Масштабная коррупция и попрание принципа верховенства закона изменили политику Индии. Неру и партия „Индийский национальный конгресс“ фальсифицируют каждые выборы; партия-победитель заполняет чиновничий аппарат (и даже суды) своими людьми; она дает взятки, чтобы привлечь в свои ряды оппозицию. Трагедия же для миллионов избирателей заключается в том, что избранную элиту не волнует их бедность, она занята набиванием карманов из государственной казны».

Бразилия. Стране, контролируемой МВФ, некогда перевести дух. Хотя в 1994 и 1998 годах Лула да Силва, возникший как лидер рабочего класса, проиграл выборы, в 2002 году он одержал победу как единый кандидат от альянса, представляющего интересы широких слоев бразильского общества. Предвыборными обещаниями Лулы была все та же борьба с коррупцией, бедностью, запретами.

Пока выработка дорожных карт и реформ происходила вместе с широкими слоями населения, в стране наблюдался подъем, причем на основе собственных динамик. На волне этих успехов Луле было несложно переизбраться во второй раз. Второй срок правления Лулы, ставшего излишне самоуверенным, был ознаменован коррупционными скандалами. По окончании этого срока возник новый кандидат — Дилма Русеф.

До и после проведения Кубка мира 2014 года Бразилию сотрясали массовые демонстрации. Обедневший народ гневно встретил инвестиции в сферу развлечений. Один мой знакомый из Бразилии так оценивает текущую ситуацию в стране: «Мы потеряли все, что приобрели. Последние три года экономическая и политическая система быстро разрушаются. Такое развития событий нас пугает. Страну поразил рак коррупции и воровства». Участники протестных акций, одновременно проведенных в 260 городах страны, требовали отставки Дилмы, которая закружилась в водовороте коррупции. Власть же назвала это попыткой государственного переворота.

Слово «воры», наряду с другими эмоциональными надписями на улицах Аргентины в 2001 году, когда вспыхнул экономический кризис, опустошивший прилавки магазинов и атаковавший дома зажиточных слоев населения, прекрасно обобщало причину гнева, вылившегося на улицы этой страны. И, несмотря на разное географическое положение всех этих стран, их истории идентичны...

Несомненно, без современной, либеральной, демократической и ориентированной на человека модели конституции и справедливого правопорядка невозможно даже сохранить то, что есть. Полагаю, вам понятно место Турции на этой картине.

Как произошел подъем в этих странах?

Эти государства ускорили системные реформы в таких областях (которыми долгое время пренебрегали), как здравоохранение, налогообложение, судебная система. Они добились доверия с помощью свободы, справедливости, закона, братства и равноправия в обществе. Ускорение политических реформ и поворот к правовому государству мобилизовали колоссальный потенциал, который оставался пассивным во времена кризиса.

Эти государства не отступали от финансовой дисциплины. Они внимательно расходовали собираемые налоги, сократили государственные расходы. Поскольку финансовый ресурс был обеспечен за счет мобилизации внутренних и внешних динамик, им не нужен был никакой МВФ.

Почему произошел спад?

Лидеры в этих государствах отказались от принципов, с которыми пришли во власть. Они всячески стремились удержать власть и скрыть свои преступления по части коррупции, беззакония и воровства. Пустая трата времени и ресурсов, к которым это привело, разъели экономику изнутри. Расходы на дворцы, роскошные здания, служебные машины пошатнули бюджеты. Они отказались от демократии, права, свободы, реформ и финансовой дисциплины только ради того, чтобы остаться у власти. По мере роста давления на оппозиционные круги, и прежде всего СМИ, все приобретенное было утрачено, а кризис стал неизбежен.