28 сентября президент Ирана Хасан Рухани выступил с речью на 70-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Ключевыми пунктами обращения иранского лидера стали требования привлечь к ответственности виновных в недавней трагедии в долине Мина в Саудовской Аравии, когда в давке погибло несколько тысяч мусульманских паломников из разных стран мира, создать объединенный фронт борьбы с экстремизмом и насилием, соблюдать ядерное право других государств без допущения какого-либо неравенства в этом вопросе, а также вести международное сотрудничество после принятия Совместного комплексного плана действий как заключительной фазы переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников. Помимо этого, из уст иранского президента прозвучал призыв ко всем странам заниматься развитием и мирным урегулированием существующих конфликтов.
Анализируя выступление Рухани, можно выделить в нем пять основных пунктов.
1. Привлечение к ответственности виновных за гибель паломников в долине Мина
Некомпетентность и безответственность лиц, управляющих церемониями хаджа в Саудовской Аравии, вновь привели к трагедии. В нынешнем году сложилась еще более плачевная ситуация, когда тысячи мусульман, включая сотни иранских паломников, погибли в Праздник жертвоприношения. Между тем в последние дни саудовские власти, всяческим образом скрывая свою некомпетентность, пытаются уйти от груза ответственности за произошедшую трагедию и даже дезинформировать общественность. Вопиющим образом саботируются расследование обстоятельств трагедии и даже идентификация тел пострадавших.
В подобной ситуации высокий уровень заседания Генеральной Ассамблеи ООН не помешал иранскому президенту вспомнить о событиях в долине Мина и призвать к расследованию данного инцидента. Таким образом, Рухани посвятил первую часть своего выступления кровавым события, произошедшим в результате огромного скопления народа и давки неподалеку от символизирующих дьявола столбов, в которые во время хаджа паломники обычно бросают камни.
В своем выступлении Рухани потребовал от саудовских властей действовать согласно своим международным обязательствам и обеспечить доступ экстренного консульства для скорейшей идентификации тел погибших и их незамедлительного возвращения на родину. Президент Ирана также подчеркнул необходимость независимого и детального расследования этой трагедии и предприятия мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
После произнесения своей речи иранский лидер отказался от участия в заранее запланированных встречах и отправился назад в свою страну, чтобы принять участие в траурной церемонии возвращения тел погибших паломников.
Хотя нынешнее иранское правительство «благоразумия и надежды», развивая контакты с внерегиональными странами, никогда не упускало случая улучшить отношения и с соседними государствами, некоторые враждебные меры конкретных правительств, в том числе и саудовского, явно мешали этому процессу. В ходе трагедии в долине Мина саудиты своими действиями доказали, что намерены заплатить черной неблагодарностью за добрые намерения Ирана.
Между тем обращенная к саудовскому руководству речь Рухани стала своего рода демонстрацией политики конструктивного взаимодействия в плане отстаивания прав граждан Ирана и напоминанием Эр-Рияду о необходимости действовать в соответствии с его обязательствами в отношении других мусульман и, в частности, паломников из Ирана.
2. Необходимость создания фронта борьбы с экстремизмом
В рамках троекратного участия Рухани в Генеральной Ассамблеи ООН борьба с насилием и экстремизмом неизменно являлась одним из ключевых пунктов его выступлений. На 70-м заседании иранский президент призвал страны мира к созданию «единого фронта борьбы с экстремизмом и насилием», который ввиду особой актуальности данной темы многократно оказывался в центре его внимания в ходе прошлых аналогичных выступлений.
Так, на 68-м заседании Генеральной Ассамблеи президент Ирана выступил с инициативой реализации проекта «мира против насилия и экстремизма». Он встретил поддержку представителей разных стран мира и был одобрен при поддержке 190 членов Ассамблеи. На тот момент террористическая группировка ИГИЛ только начала свою деятельность и активно взялась за террор и убийства населения в разных частях Сирии.
К сожалению, несмотря на поддержку этого проекта со стороны государств-членов ГА ООН, практических шагов для его реализации так и не было предпринято и ответственность за такое легкомыслие ложится на западные державы. Вслед за этим на 69-м заседании Генеральной Ассамблеи президент Ирана вновь напомнил о своей прошлой инициативе. Тогда террористы из «Исламского государства» уже перешли сирийскую границу и вторглись в Ирак.
На последнем заседании Рухани в третий раз выступил с лозунгом о создании «фронта борьбы с экстремизмом» в то время, когда страны Ближнего Востока утопают в водовороте террористических войн, а западные правительства как никогда прежде стоят перед серьезной опасностью распространения терроризма и насилия. В связи с этим механизмы, такие как составление Совместного комплексного плана действий, в качестве факторов преодоления международных разногласий способны создать предпосылки для борьбы с бедностью, коррупцией, диктатурой и экстремизмом в целом. В этой области при использовании дипломатических и политических мер, которые помогли реализовать Совместный комплексный план действий, есть возможность посредством коллективных усилий со стороны разных стран мира решить серьезную проблему экстремизма и насилия. Таким способом можно покончить с бомбардировками гражданских лиц и репрессиями, а вслед за этим надеяться на начало в регионе процессов, которые обеспечат прекращение внутренних конфликтов и иностранного вмешательства, а также содействуют установлению истинно народной власти.
Разумеется, нельзя забывать и о той роли, которую играют в этой связи покровители террористов. Вплоть до нападения Америки и ее союзников на Афганистан деятельность террористических группировок не имела такого размаха, как в наши дни. Поэтому американские атаки на Афганистан в 2001 и на Ирак в 2003 годах не только не оказали какой-либо помощи в решении проблемы терроризма на Ближнем Востоке, но и усугубили ситуацию в целом.
Итак, можно утверждать, что для противостояния текущим кризисам региональные и внерегиональные державы, особенно Соединенные Штаты, несут гораздо больший груз ответственности, чем все остальные.
3. Объективная реализация ядерного права
Еще одним пунктом выступления президента Ирана на Генеральной Ассамблеи ООН стал обзор ядерных достижений его страны. Вопреки попыткам Исламской республики доказать миролюбивый характер своей ядерной программы за последние десять лет до подписания исторического Венского соглашения Запад и международные круги воздерживались от признания за Ираном его ядерных прав. Исламская республика является членом Договора о нераспространении ядерного оружия и, кроме того, добровольно реализует относящейся к нему Дополнительный протокол, однако, несмотря на это, долгие годы страна терпит несправедливое к себе отношение со стороны мирового сообщества. Суровые санкции, наложенные на Иран шестью жестокими резолюциями Совета Безопасности ООН, являются лишь некоторыми примерами такого отношения. Между тем само иранское правительство, руководствуясь распоряжением Духовного лидера и собственной оборонной доктриной, никогда не добивалось того, чтобы производить или применять ядерное оружие. В результате дипломатических усилий Исламской республики мировые державы и Международное агентство по атомной энергии были вынуждены отказаться от своих прошлых претензий.
В связи с этим Рухани назвал признание ядерного права своей страны и принятие резолюции № 2231, отменяющей все прошлые антииранские санкции, первым правильным решением ООН по отношению к Ирану.
Выбор в пользу дипломатических средств и переговоров сыграл заметную роль в доказательстве истины и признании прав Исламской Республики на использование ядерной энергии. Диалог Ирана с шестью мировыми державами в формате «5+1» продолжался почти два года и завершился подписанием окончательного и полного соглашения только в середине лета нынешнего года. Успешное противостояние Ирана целой волне международных санкций привело к тому, что Запад отказался от этой изматывающей тактики и для решения двенадцатилетней проблемы Ирана сделал ставку на дипломатию.
4. Необходимость сотрудничества между странами региона
Подписание Ираном и шестью мировыми державами Совместного комплексного плана действий может положить начало новому формату отношений. Именно по этой причине Рухани в своем выступлении заявил: «Сегодня началась новая глава в отношениях Ирана с внешним миром».
Еще в середине 2013 года 18 миллионов иранских граждан, отказавшись от прежней внешнеполитической тактики своего правительства, проголосовали в пользу конструктивного взаимодействия с иностранными государствами. Таким образом, переговоры по ядерной проблеме стали развиваться в русле конструктивного взаимодействия, в результате чего имеющиеся разногласия, создававшие напряженность в отношениях более десяти лет, были устранены за счет подписания соглашений сначала в Лозанне, а потом в Вене.
Мирное урегулирование споров по поводу ядерного досье Ирана могло бы стать прочной моделью для решения и других противоречий. Кроме того, как указал на это в своем выступлении президент Ирана, данное соглашение может стать началом нового этапа сотрудничества между странами и позитивным образом сказаться на ситуации в ближневосточном регионе. Иначе говоря, представляется весьма недальновидным воспринимать соглашение по ядерной проблеме как некую конечную цель, потому как впоследствии оно может привести к крупным переменам.
Важность данного соглашения для создания более благоприятных условий международного сотрудничества велика настолько, что Рухани и его американский коллега Барак Обама в своих последних выступлениях сообщили об этом достижении мировой общественности с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. При этом необходимо подчеркнуть, что соглашение было достигнуто исключительно дипломатическим путем после 22 месяцев консультаций.
Любопытно и то, что переговоры по ядерной проблеме впервые начались осенью 2013 года в рамках той же ООН и благодаря этому сложились условия для столь продолжительной и сложной дискуссии. Ввиду особой важности дипломатического метода решения противоречий в своем выступлении Рухани назвал Венское соглашение «прочным фактором» и подчеркнул: «Впервые в истории человечества две стороны не занимались мирными переговорами после войны, а обсуждали пути достижение компромисса до начала вражды друг к другу».
5. Мир и развитие
Взаимосвязь мира и развития стала последним пунктом выступления иранского лидера. После двух лет усилий по налаживанию отношений Ирана с региональными и внерегиональными странами сейчас Исламская республика, с точки зрения мирового сообщества, не является для кого-то угрозой и даже считается стабильным государством в регионе. Благодаря ядерному соглашению как исторически важному достижению дипломатии многие страны обратили свое внимание на Иран и спустя несколько десятилетий в эту страну вновь со всего мира устремились делегации бизнесменов и политиков, чтобы попытаться наладить отношения в самых разных сферах.
В связи с этим приходится признать, что если иранцы будут припоминать о вероломстве и несправедливости, допускаемых по отношению к ним в прошлом, это в значительной степени сократит шансы их страны на развитие. Говоря об этом, президент особо выделил следующее: «Мы не забудем о войне и санкциях, но при этом будем думать о мире и развитии». «Мы не станем забывать о прошлом, — добавил он, — однако оставаться в нем тоже не намерены».
Конечно, оставаться в прошлом будет значить отказаться от всех возможностей, которые сейчас имеются у Ирана. Эти возможности достались с большим трудом и являются результатом многолетних усилий высокопоставленного руководства страны и ее дипломатического корпуса.