В ходе одной из дискуссий о приоритетах госбюджета Латвии на 2016 год, в которой мне пришлось участвовать, некий оратор высказался: тот, кто хотя бы полусловом возразит против увеличения финансирования для Министерства обороны — лизоблюд Путина, сторонник Гирса и полный предатель. В свою очередь, увеличение финансирования для Министерства обороны является единственным способом, чтобы спасти латвийское государство от утраты независимости и порабощения на последующие пятьдесят лет.
Рискуя получить в свой адрес все вышеперечисленные эпитеты, я считаю, что увеличение финансирования для Министерства обороны не имеет никакого отношения к гарантированию безопасности Латвии и интересам Латвии на долгосрочную перспективу.
Прежде всего, необходимо начать с неоспоримого факта. Методы, при помощи которых Россия реализовала и по-прежнему реализует свои интересы на Украине, вызывают обоснованные опасения в связи с угрозой для безопасности у всех соседних с Россией стран. Ясно, что Россия, защищая свои интересы, может игнорировать как нормы международного права, так и двусторонние договоры. Степень рисков для безопасности Латвии и других соседей России сейчас намного выше, чем два года назад.
Вместе с этим в любой стране, большинство общества которой чувствует рост угрозы для безопасности, правительство должно предпринять конкретные шаги с целью уменьшения рисков и степени угрозы. Реагируя на запрос общества, правящие политики Латвии торжественно продекларировали, что будет увеличено финансирование для Министерства обороны, а союзников по НАТО будут чаще приглашать патрулировать и хранить танки на территории Латвии.
Это и происходит. Вопреки экономическим условиям в госбюджете Латвии на будущий год только у Министерства обороны значительный прирост.
Но проблема в том, что даже если бюджет Министерства обороны возрастет на 100 или 200 миллионов евро, уровень угрозы не уменьшится ни на толику. У Латвии нет таких ресурсов, распределение которых поможет хоть как-то выровнять военный потенциал с Россией. Даже при мобилизации всех ресурсов военный потенциал Латвии в сотни раз будет отставать от российского.
Из этого вытекает, что выделение больших средств для Министерства обороны не уменьшит и не устранит проблемы для безопасности. Эта мера создаст в обществе иллюзию того, что правящая коалиция сделала все для улучшения ситуации в сфере безопасности, и общество успокоится.
В том случае, если цель политики государства действительно заключается в снижении угрозы для безопасности Латвии, то, прежде всего, нужно понять характер современной гибридной войны. Почему стала возможной аннексия Крыма? Как получилось, что Крым оказался в составе России без единого боя, хотя у Украины полно современных танков, каких у латвийской армии никогда не было?
Аннексия Крыма стала возможной потому, что в то время, когда «зеленые человечки» начали брать под свой контроль стратегические объекты полуострова, не произошло заметного сопротивления жителей. Если бы жители Крыма хотели защитить статус своей территории, то им ничто не мешало залечь вокруг стратегических объектов, приковать себя к воротам госучреждений, мостам или рельсам. В Крыму было много журналистов, но в наши дни не нужны и журналисты — при помощи смартфона можно переслать снимок с места события. Если бы при захвате Крыма «зеленые человечки» крошили бронетранспортерами трупы протестовавших мирных жителей, и это видел бы весь мир, то никакая пропаганда не могла бы поддерживать историю о миролюбивом присоединении. Тогда не было бы сомнений, что происходит агрессия, что территория завоевывается силой оружия. Однако во время занятия Россией Крыма никакого видимого сопротивления не было. Нет никаких сильных аргументов против утверждений Москвы о том, что включение Крыма в состав России произошло добровольно. Почему жители Крыма не сопротивлялись? Потому что несколькими днями ранее парламент Украины в революционном рвении принял закон о запрете русского языка. В тот момент у русских Крыма (они образуют большинство населения полуострова) не было никакого желания жертвовать своими жизнями для защиты территориальной целостности Украины.
Если гибридная война будет вестись против Латвии, то приобретенный дополнительно военный металлом не спасет ее от захвата.
Для победы в гибридной войне ответ общества Латвии должен быть ассиметричным. Финансирование из госбюджета и его использование нужно формировать так, чтобы при появлении первых «зеленых человечков» жители Латвии были готовы начать ненасильственное сопротивление, блокировать своими телами базы и транспортные средства гибридных солдат. Чтобы владельцы автомашин были готовы пожертвовать своей техникой для блокирования мобильности «зеленых человечков», чтобы любому потенциальному агрессору было ясно — независимость и территориальную целостность Латвии можно подорвать только ценой большого кровопролития и настоящей войны. Чтобы любой агрессор знал: все его преступления будут задокументированы, и крымский сценарий не будет допущен.
Только каков ответ на вопрос: готовы ли все жители Латвии умирать за политиканов, которые используют ресурсы государства для того, чтобы их расхищать, политика которых направлена на изгнание из волостей Латвии сотен тысяч человек каждый год, которые готовы гарантировать беженцам более высокие стандарты жизни, чем латвийским получателям пенсии по старости? Готовы ли жители Латвии жертвовать своими жизнями за тех, для кого обеспечение сверхприбыли политически коррумпированного бизнеса важнее искоренения межрегионального неравенства и бедности? Если правящая политическая клика Латвии продолжит пир во время чумы, то в случае начала гибридной войны вместо сопротивления миллион человек попытается убежать из Латвии, а оставшиеся с грустью будут наблюдать, как чужая сила выметает нынешнюю клику.
Во избежание такого сценария Латвии необходимо радикальное изменение политики. Правительство должно прекратить угождать коррумпированным бизнес-кланам и начать восстанавливать доверие жителей. Также Латвии нужна соответствующая современным вызовам военная стратегия.