Армянский ресурс Lragir, находящийся на содержании Фонда Сороса и, тем самым, являющий собой элемент американской пятой колонны — ее информационной составляющей в Армении, разразился глубокомысленными рассуждениями относительно перспективы ввода миротворцев в зону нагорно-карабахского конфликта.
Издание цитирует министра обороны Армении Сейрана Оганяна, который заверяет, что ситуация в зоне конфликта спокойная, и на данный момент необходимости в миротворцах нет. А также представителя Пентагона Эвелин Фаркас, которая, находясь в Баку, заявила, что российские войска не могут быть введены в зону карабахского конфликта, поскольку Россия — часть Минской группы ОБСЕ, и подобные решения должны приниматься в формате МГ. Оставим утверждение Фаркас на ее совести, ибо, если Ереван, Баку и Степанакерт одобрят миротворческую операцию ОДКБ, то сопредседатели МГ ОБСЕ в лице России, США и Франции будут вынуждены лишь приветствовать это.
Несмотря на заявления Оганяна и Фаркас о том, что нужды в миротворцах нет, как отмечает Lragir, «эксперты упорно говорят о намерении России каким-то образом ввести в Карабах войска и «решить» Карабахский конфликт в соответствии с русско-турецко-азербайджанским планом». Начнем с того, что о существовании какого-то «русско-турецко-азербайджанского» плана, в Армении, кроме Lragir, говорят, может быть, еще несколько не вполне психически здоровых, находящихся в специальных лечебных учреждениях. В лице же «экспертов» здесь выступает политолог Игорь Мурадян, в последнее время сконцентрировавшийся на не вполне здоровой критике российской политики в регионе.
Что же, по версии Lragir, будут делать в Карабахе российские миротворцы? «В армянском обществе есть расхожее мнение, что они будут стоять на границе и не допустят вторжения и диверсий азербайджанских войск. Но эту миссию с успехом выполняет армянская армия», — пишет издание, не вдаваясь в вопрос — как долго еще Армения будет держать этот фронт, неся человеческие потери и теряя экономические возможности? Пять лет, десять лет? Может кураторам Lragir в Госдепе США хочется, чтобы этот конфликт длился вечно? Тогда диверсии азербайджанской армии придется отбивать еще лет 20. Но как же при этом урегулировать конфликт? Ведь задача миротворцев именно в этом и состоит — в разъединении сторон.
«Российские миротворцы, в случае их ввода, будут сдерживать армянские войска и не допустят попыток регулярной армии или партизанских отрядов вернуть утерянные позиции», — глубокомысленно допускает Lragir. «Потому что ввод российских войск будет означать утерю позиций и депортацию армянского населения с территорий, которые будут сданы», — сеет панику сайт Джорджа Сороса в Армении. На самом деле, и это было признано властями Армении, программа заселения пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха была провалена. Более того, массовый отток населения продолжается из самой Армении, и влияние карабахского конфликта на это — огромно.
Редакционные тезисы Lragir пытается раскрыть политолог Мурадян, но в первом же предложении лишь подчеркивает их абсурдность. Мурадян пишет: «Политическое руководство Армении никогда не утверждало, что «освобожденные территории», то есть низинная часть Карабахской провинции — это армянские территории. На крутых поворотах так называемого «урегулирования» проблемы политические руководители Армении давали понять, что данные территории временно находятся под контролем армян».
Маститого политолога хочется поправить лишь в одном. Армянское руководство не только «утверждало», но и официально и публично подтвердило на высшем уровне приверженность Мадридским принципам урегулирования, которые предполагают поэтапный возврат Азербайджану районов вокруг Нагорно-Карабахской Республики. Проблематика Лачинского коридора при этом рассматривается отдельно. Тогда как понять скулящие взвизги Lragir: «Фактически, армянские власти, если они согласились с вводом войск, добровольно приглашают чужих солдат, чтобы они не позволили армянским солдатам и гражданам воевать за свои земли и «освободили» земли для Азербайджана»? Какие свои земли, если они чужие?! «Агдам — не наша Родина»!
Далее… «Чужие» ли солдаты прибудут в лице миротворцев ОДКБ в зону нагорно-карабахского конфликта? Безусловно, для коллектива издания Lragir и, с недавних пор, быть может, для Игоря Мурадяна — это чужие солдаты. Но для Армении — свои, поскольку страна состоит в том же оборонном блоке — ОДКБ с участием Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Обвиняя Россию в сдаче партнеров, политолог Мурадян не замечает, что сам демонстрирует полное недоверие к официальным партнерским обязательствам своей страны. Типичная американская манера.
Таким образом, военный блок, в котором состоит и Армения, берет под контроль зону нагорно-карабахского конфликта так, что Азербайджан оказывается не в состоянии нарушать режим прекращения огня без серьезнейших последствий для себя. Одно дело застрелить из снайперского ружья карабахского военного, другое — угодить в казахского миротворца. Продолжение гонки вооружения для Ильхама Алиева после ввода миротворцев ОДКБ в зону конфликта становится бессмысленным, да и денег на это скоро не будет. Разве это плохо? Для главного редактора Lragir Айказна Гагрияна, который в своих фантазиях, видимо, ожидал прибытия в Карабах миротворцев НАТО в лице турецких военных, расширение зоны контроля ОДКБ на Карабах — не самая лучшая новость.
Но это прекрасная новость для Армении. И вот почему. Турция и Азербайджан лет пять назад никогда не позволили бы сыграть такому плану. Да и США не ограничились бы нелогичным заявлением г-жи Фаркас. Но позиции Турции и Азербайджана, слава Богу, не те, что 5 лет назад. Они сегодня ослаблены из-за ослабления самих США. Провал Ближневосточной политики Вашингтона втянул Турцию в открытую войну с соседями и на своей территории с курдами. Азербайджан стал жертвой крушения цен на нефть и газ, что тоже произошло во многом из-за энергетической политики США. Европа — в глубоком кризисе, а отношения Баку с Брюсселем в еще большем. Иран, достигший соглашения с США по «ядерной проблеме», застыл в веках. Непонятно, какую политику будет проводить Тегеран — для Баку это абсолютная тайна за семью печатями. Но перспектива усиления Ирана есть, и это страшный сон для Ильхама Алиева.
Именно исходя из этих предпосылок, Турция и Азербайджан ничего конкретного России в Закавказье противопоставить не смогли. А политика Москвы, нацеленная на обеспечение внутренней и внешней стабильности стран региона, становится безальтернативной. Участие ОДКБ в гарантированном разъединении сторон в зоне карабахского конфликта становится единственным вариантом, устраивающим и стороны конфликта, и не противоречащим пунктам Мадридских принципов о необходимости проведения миротворческой операции в регионе конфликта.
«Это не последняя жертва армян в угоду русскому экспансионизму. Россия стала более чем предсказуемой в своих намерениях сдавать «партнеров». Легко можно представить, что ожидает армян», — безосновательно утверждает Мурадян. Армян ожидает победа и независимый статус Нагорного Карабаха — уверены мы. А предсказуемость России в отношении партнеров можно продолжать наблюдать в сирийском конфликте, где президент Башар Асад продолжает при помощи российских и иранских партнеров сдерживать агресcию НАТО и радикальных исламистов.