Ближний Восток начинает трещать по швам. Вокруг Сирии образуется геополитический водоворот, который начинает затягивать более стабильные страны: Турция… Израиль… Европа… Россия. Это — черная дыра насилия, расширение которой необходимо остановить. Любой ценой.
С одной стороны — взрыв в турецкой столице Анкаре, унесший жизни как минимум 97 человек и еще более усложнивший политическую ситуацию в стране накануне выборов 1го ноября. С другой — обострение конфликта между палестинцами и Израилем, который многие уже называют третьей интифадой — «восстанием». Уже около десятка человек погибли с каждой стороны: израильские гражданские жертвы и палестинцы-террористы.
С третьей — поток беженцев в Европу. С четвертой — российские военные защищают политически обреченный режим Асада.
В Турции два смертника-шахида поставили президента Реджепа Эрдогана в тяжелое политическое положение накануне выборов в парламент, назначенных на 1 ноября. Взрывы прогремели во время демонстрации Демократической партии народов (ДПН), левой партии, выступающей в поддержку курдов.
Ситуация в Турции была нестабильна начиная с июньских выборов, в ходе которых не только не было создано стабильного правительства, но и ДПН впервые попала в парламент. После июльского взрыва в городе Сурук на границе с Сирией конфликт с террористической организацией Рабочая Партии Курдистана (РПК) также обострился. Оппозиционные политики обвинили правительство в некомпетентности. Действительно, Турция не привыкла к терактам такого масштаба. Турецкое общество нуждается в защите от последствий конфликта в Сирии.
Ситуация только начинала стабилизировалась в предшествии новых выборов, а РПК даже объявили приостановку всех атак, но тут опять прогремели взрывы. Оппозиция, вместо того, чтобы сплотиться в трудную минуту, обвиняет президента как минимум в некомпетентности. Его самые ярые противники обвиняют его в поддержке конфликта с целью подорвать шансы ДПН на следующих выборах. Как развернуться дальнейшие события — будет зависеть во многом от виновников в этом страшном преступлении. Пока что есть веские основания полагать, что ответственность за него несут террористы ИГИЛ. Это их стиль, да и мотивы у них тоже есть. События последних дней усложнят и без того непростую политическую ситуацию в Турции, усугубят отношения между курдами и правительством Турции, отвлекая обе группы от действий Исламского государства.
В то же время, в Израиле палестинцы начали атаковать израильтян. Дело дошло и до камней, ножей и стрельбы. Здесь тоже свои политические проблемы. С одной стороны, палестинский лидер Махмуд Аббас и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху наконец-то хоть на чем-то согласились — оба не хотят повторения интифады.
С другой стороны, оба лидера в шаткой позиции — оба правительства теряют поддержку общества и трещат под давлением внутренних конфликтов. Хамас нагнетает пропаганду, пытаясь подорвать позиции Организации освобождения Палестины на Западном Берегу реки Иордан (в Иудее и Самарии). Аббас уже правит 11 лет, из них 7 — без всяких выборов. Позиция 80-летнего Аббаса незавидна. Многие участники активных протестов не настроены его слушать, подрывая его контроль.
В Израиле правые в правительстве обвиняют премьера в нерешительности и недостаточной агрессивности. При этом, левое крыло им тоже не особо довольно. Сейчас все задаются вопросом: как далеко дело зайдет на этот раз? Превратится ли ситуация в новую интифаду? Помня две предыдущие (1987-1990 и 2000-2004), боюсь, что да, но надеюсь, что Третья интифада будет слабее двух предыдущих. С одной стороны, есть разница между событиями, между прошлым и теперешним обострением конфликта. Сейчас нет сильной организационной силы (ООП) и надежды на «светлое будущее без евреев», которая присутствовала во время первого конфликта в 1987. Нет Ясера Арафата.
Кроме того, вторая интифада 2000-2004, в которой погибло 1,000 израильтян и 4,000 палестинцев, оставила столь ужасное впечатление, что ни публика, ни лидеры с обеих сторон не хотят повторения. С другой стороны, агитация и пропаганда Хамаса и других организаций, в открытую лгущих, что Израиль собирается уничтожить мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, и призывающих убивать евреев, мобилизует невежественных подростков и молодых людей на преступления. Многие палестинцы слишком молоды чтобы помнить весь ужас прошлого. К сожалению, к ним присоединяются и израильские арабы.
Конфликты в Турции и Израиле увеличивают общую нестабильность региона вокруг Сирии. Дело России, Европы и США, прежде всего, не навредить, а во-вторых, помочь сторонам прийти к примирению с минимальными жертвами. На Ближнем Востоке уже не мир, а уменьшение насилия и управление конфликтом, препятствие к его расширению — это уже маленькая победа.
Ариэль Коэн, директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности, и директор International Market Analysis — фирмы, специализирующейся на оценке и менеджменте политических рисков.