Отныне во Франции, заполняя какой-нибудь административный формуляр, в графе, где вы обычно указываете свой пол, вы можете встретить вместо привычных «мужской» и «женский» еще и третий, «средний» пол. Впервые во Франции суд признал наличие третьего пола, сделав это по просьбе 64-летнего мужчины, пожелавшего остаться анонимным.
Родители дали ему мужское имя, и в течение последующих 64 лет этот человек таким и считался. Но в течение всей своей жизни он — или уже теперь правильнее говорить оно — таковым себя не признавало. Жизнь в мужском теле была для него настоящим страданием. Как говорит адвокат человека, пожелавшего остаться неизвестным, ее подзащитный — ни мужчина, ни женщина.
Клиент адвоката Милы Петковой родился с недоразвитыми половыми органами, и в течение всей жизни врачи не могли с точностью определить его пол. Такие случаи в медицине известны, но до сих пор неясными остаются причины.
14 октября 2015 года стало известно что, впервые во Франции суд города Тура вынес решение, позволяющее человеку поменять свой пол во всех документах на «средний». Решение суда было принято еще 20 августа, но огласке его предала прокуратура только сейчас. И, несмотря на то, что прокурор тут же заявил о своем желании подать на апелляцию, такой прецедент стал широко известен, и теперь он может повлечь за собой другие подобные иски.
О том, что заставило мужчину 64 лет, который до сих пор женат и усыновил одного ребенка, обратиться в суд с такой необычной просьбой, у микрофона RFI рассказала его адвокат Мила Петкова.
Мила Петкова: Он страдал от того, что его не признают тем, кем он на самом деле является. А он — и не мужчина, и не женщина.
RFI: Как ваш клиент вас нашел и что он вам сказал, как он мотивировал свое желание?
Мила Петкова: Нашему обращению в суд предшествовала долгая история. Перед тем, как решиться обратиться в суд, моему клиенту понадобилось много мужества. Затем нам двоим необходимо было понять, что именно мы хотим от юстиции, как и почему мы хотим обратиться в суд. Ведь ранее таких прецедентов не было. Мы не знали, как именно надо действовать, что именно требовать. И он сам долго не знал, кем является, у него по этому поводу было мало информации, и ему потребовалось много времени на принятие такого решения. Для меня лично это стало большим шансом — встретить такого человека и понять, чего он желает, понять его мотивацию.
Как заявил газете «20 Minutes» сам подзащитный, он наконец-то чувствует себя признанным в обществе: «При рождении меня записали мальчиком. Будучи подростком, я видел, что у меня не растет борода, как у всех, и фигура нисколько не меняется. В 35 лет врачи выписали мне тестостерон, и я стал больше походить на мужчину. Но для меня это стало настоящим шоком — это был уже не я. И только после этого я начал понимать, что на самом деле я — ни мужчина и не женщина».
Мила Петкова: Люди без определенного пола рождаются с биологической невозможностью отнести их к мужскому или женскому полу. И дальнейшее их психическое развитие не позволяет приписать их ни к какому полу. Дальнейшая жизнь таких людей очень сложна, так как она подразумевает, что они должны скрывать от своего окружения все, что связано с их полом. Они страдают от предопределенности общества, которое разделяет всех людей на два пола. И это продолжается в течение всей жизни. Я считаю, что мой клиент принял очень смелое решение — вынести на суд свою личную жизнь, предать ее общественной огласке, даже если пока он имя сове не разглашает.
Анонимность ее клиента связана с тем, что решение суда города Тура — не окончательное.
Мила Петкова: Хочу отметить, что решение суда еще не окончательно, так как была подана апелляция. Так что мой клиент еще не имеет право изменить свой пол на «средний» в своих документах, удостоверяющих личность.
— А каковы были ваши аргументы перед судьями? Почему это стало юридически возможно?
Мила Петкова: Сегодня во Франции ни один закон не запрещает признавать ТОЛЬКО женский или мужской пол. Что касается детей, то существует специальный циркуляр, позволяющий вписывать в свидетельство о рождении временный пол сроком на 1 или 2 года — для особых медицинских случаев, пока его пол с точностью не определится. У моего клиента — особый случай. Его пол никогда окончательно не определится, он таким родился. С другой стороны, я основывалась на европейском праве. Это основа европейского права — право на защиту личной жизни. Каждый человека имеет право не разглашать факты своей личной жизни, защищать все свои личные данные, включая свой пол. Поэтому все исходящее французское законодательство было интерпретировано именно в этом ключе.
— Какие могут быть последствия этого решения? Сегодня во всех административных документах существует только два пола...
Мила Петкова: Не всегда. Все чаще стали появляться формуляры, в которых на месте пола стоит пустое место, которое вы сами должны заполнить. Это один из выходов. Там, где этого не существует, решение суда может означать, что существует прецедент и что нужно что-то менять. Ведь это только первый этап, мы ждем более глобальных решений.
На сегодняшний день медицина имеет возможность оперировать детей, рожденных без ярко выраженных половых признаков. При этом пол ребенка выбирается «произвольно» его родителями. «Это возмутительно», — говорит клиент адвоката Петковой. — «Ведь никто не может сказать, как ребенок будет дальше развиваться. А я — живое подтверждение того, что можно жить, имея сразу два пола».
Согласно статистике, правда неофициальной, 1,7% населения затронуты проблемой интерсексуальности. На сегодняшний день отметка «средний пол» возможна при получении паспорта в Австралии, Новой Зеландии, Непале, Индии и Южной Африке.