Министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде попросил от России объяснений, почему в Норвегию через Россию следует такое большое число просителей убежища. Сирийских беженцев, живущих долгое время в России, планируется останавливать на границе и отправлять обратно.
«Я попросил отчёта, почему из России в Норвегию поступают сотни просителей убежища, и нет ни одного, кто бы направлялся из России в Финляндию», — сказал он в интервью NRK.
В среду Бренде встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в связи с заседанием Совета Баренцева Евроарктического региона в Оулу (Финляндия).
«Г-н Лавров сказал, что разберётся в этом вопросе», — сообщил норвежский министр.
Только за последнюю неделю из России в Норвегию на единственном между двумя странами КПП Стурскуг перешло 378 беженцев.
На сегодня из России в Норвегию приехало свыше 1200 человек, обратившихся за предоставлением убежища. За весь 2014 год таких было 20. Норвежские иммиграционные власти считают, что к концу года число беженцев дойдёт до 5000.
Могут выслать обратно в Россию
Министр юстиции Норвегии Андерс Анундсен считает, что большой поток беженцев из России связан с организованной деятельностью неких групп. Просителей убежища, не имеющих реальной необходимости в защите на территории Норвегии, министр хотел бы отправлять обратно в Россию. Кое-кто из нынешних просителей прожил в России целых 12 лет.
«Многие из них приехали в Россию за много лет до начала войны в Сирии, — сказал Анундсен в интервью NRK. — Они не испытывают нужды, они могут жить в безопасности в России. Наши ресурсы нужно тратить на тех, кто действительно нуждается».
Сейчас Анунсен работает над инструкцией для управления по делам иммиграции (UDI) по возврату в Россию просителей убежища, которые законно проживают на её территории. В интервью министр выразил надежду, что инструкция вступит в силу уже на следующей неделе.
В 2007 году Норвегия и Россия заключили соглашение о реадмиссии, позволяющее норвежским властям останавливать на границе и отправлять обратно в Россию тех, кто имеет российский вид на жительство.
«Те, у кого нет вида на жительство в России и кто прибыл непосредственно из зоны военных действий, безусловно, могут рассчитывать на рассмотрение своих запросов в Норвегии», — заверил норвежский министр юстиции.