Наша страна с довольно-таки давних пор полагается на комедиантов-сатириков вроде Джона Стюарта — они в развлекательной форме сообщают нам о крупных событиях, которые мы бы в противном случае проигнорировали. В эпоху, когда основные новостные СМИ никак не справляются со своей задачей «органа по надзору [за властями], а политика в целом напоминает цирк, сатира играла и продолжает играть одну из самых важных ролей в деле предоставления народу столь необходимой информации в веселом и увлекательном формате. Когда CNN задается вопросом, «является ли Эбола "Исламским государством” в мире возбудителей болезней», мы получаем превосходное доказательство того, что ведущие новостные СМИ скорее стремятся к зрелищности и стараются вызвать ажиотаж и страх, а не предоставить информацию.
Мы можем поблагодарить наших сатириков за то, что они помогли народу понять роль суперкомитетов политических действий в финансировании выборов; за выставление на всеобщее обозрение коррупции, скрывавшейся за освобожденными от уплаты налогов церквями; и за постоянные нападки на Fox News за их ложь. Однако есть одна очень важная тема, которую сатирики долгое время обходили стороной, и пришло время спросить почему.
На горизонте нет другой темы, которая нуждалась бы во вмешательстве со стороны сатириков больше, чем соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства, которое убирает торговые барьеры между 12 государствами. Условия этой сделки обговаривались втайне, но это еще не самое худшее. Транстихоокеанское партнерство усиленно навязывалось как способ сохранить рабочие места в США, укрепить американскую торговлю и «сдержать» Китай. Однако критики ясно дают понять — и недавно опубликованные документы WikiLeaks подтверждают их мнение, что эта сделка необходима для защиты интересов корпораций в ущерб правам как граждан, так и государства.
В СМИ эта сделка получила какое-то освещение. Time недавно опубликовал статью Ричарда Трумки, президента AFL-CIO, который четко заявил, что эта сделка «вредна для американских рабочих» и выгодна лишь корпорациям. Но справедливости ради стоит отметить, что СМИ при освещении сделки сконцентрировались в большей степени на секретности и внутренней политике демократической партии, нежели на собственно эффекте соглашения. У нас больше сюжетов о недавней смене позиции Хиллари Клинтон по этому вопросу, которая ранее поддерживала Транстихоокеанское партнерство, а теперь выступает против него, чем о разрушительных последствиях контракта.
Все это выставляет соглашение в крайне неблагоприятном свете, что создает идеальные условия для сатиры. Есть сделка, которая обсуждалась втайне и, по всей вероятности, повлияет на интеллектуальную собственность, свободу волеизъявления и права граждан в невиданных ранее для торгового соглашения масштабах. Есть политическая междоусобица, в которой Обама борется с собственной партией. Есть тот редкий случай, когда Fox News сказали об Обаме что-то хорошее. Есть даже абсурдное видео от правительства, которое объясняет Транстихоокеанское партнерство на примере американской торговли вишней по всему миру. (Да, они правда взяли для примера вишню.)
Так где же сатира?
Пока что, кроме небольшого отрывка, в котором Джон Стюарт назвал Транстихоокеанское партнерство слишком скучным для освещения, и Джона Оливера, посвятившего ему три секунды своего внимания, эта тема на привычных сатирических площадках отсутствовала. И это несмотря на то, что в январе 2014 года активисты организовали массированную кампанию в СМИ, умоляя Стюарта и Стивена Колберта осветить сделку.
К счастью, есть один сатирик с еженедельным шоу, который оказался готов говорить об этой теме как есть. Передача Ли Кэмпа Redacted Tonight выходит по пятницам на RT America (российская телесеть, финансируемая государством, которая запустила англоязычный канал в 2005 году). RT America называют орудием пропаганды России и ее внешней политики, однако канал также стал домом для программ, которые идут по пути противодействия корпорациям и правящей верхушке. К примеру, помимо шоу Кэмпа, в эфире телеканала также выходило «Шоу Джулиана Ассанжа».
Redacted Tonight — это первое комедийное шоу RT, и оно концентрирует внимание на темах, которые не освещались ведущими СМИ. Это шоу снимается в Вашингтоне, или «во чреве у зверя», как этот город называет Кэмп. Redacted Tonight предоставляет комедианту — живущему в США коренному жителю округа Колумбия — благоприятную площадку для его политического юмора. Что бы вы ни думали о закулисной политике, которая могла бы объяснить заинтересованность России в поддержке сатирического шоу, которое выставляет напоказ связи между политикой США и мощью корпораций, ясно одно: комедийное шоу Кэмпа обладает остротой, несвойственной для большинства американских сатирических телешоу.
В прошлую пятницу одной из главных тем передачи стало как раз Транстихоокеанское партнерство, и Кэмп был на той неделе единственным телевизионным сатириком, который этот сюжет осветил. Вначале он заявил зрителям, что соглашение об учреждении партнерства было «самой крупной и самой агрессивной из когда-либо заключенных сделок» и что оно, в сущности, представляло собой «самый натуральный рейдерский захват», в результате которого «государство будет полностью подчиняться корпорациям». Затем он поинтересовался, почему же все-таки наши политики вдруг поддержали такой возмутительный шаг, предположив в итоге, что «они словно в сговоре с корпорациями».
Кэмп в своих высказываниях говорил именно о политиках, но я бы предложил также экстраполировать их на СМИ, в том числе — и на сатириков. Возможно ли, что нехватка сюжетов о Транстихоокеанском партнерстве в комедийных передачах обусловлена корпоративным влиянием? В программе Стюарта говорили, что тему не стали освещать лишь потому, что она слишком скучна, — однако в прошлом сатирикам вполне удавалось делать из скучных сюжетов интересные. Джон Оливер вкратце рассказал о [возможном] влиянии Транстихоокеанского партнерства на мировую торговлю в своем сюжете о рекламе табачных продуктов за рубежом, а значит, для материалов о негативных последствиях торговли в вечерних сатирических передачах место все же есть. Нужно также отметить, что многие сатирики — особенно Колберт — вообще откровенно потешались над собственными спонсорами. Так почему же сделали исключение для Транстихоокеанского партнерства?
Какие сюжеты выбирает Кэмп, не только заставляет задуматься о том, почему Транстихоокеанское партнерство прошло мимо больших шишек сатиры, но и дает нам повод получше рассмотреть роль, которую играет передача этого ведущего в сатирическом медиапространстве. Кэмпа называли Че Геварой комедии; тем, кем бы стал Джон Стюарт, если бы ему было не все равно; и Говардом Зинном после дюжины бутылок пива. Стюарт же себя однажды окрестил шахтером, добывающим фекалии. Но если Стюарт добывает фекалии, то Кэмп тогда охотится за всей корпоративной системой этих фекалий. Он уже многие месяцы рассказывает о Транстихоокеанском партнерстве — ему были посвящены уже двенадцать сюжетов.
Одно из особых умений Кэмпа — [разоблачать] брехню, снимая ее слоями, а также просить зрителей задуматься, почему они потеряли интерес к проблемам высокой общественной важности. Он не просто бьет по элитам и СМИ, которые их покрывают, он еще и призывает свою аудиторию вырваться из беспечного состояния.
В его сюжетах о Транстихоокеанском партнерстве раскрывалась не только поразившая США апатия, но и ужасные последствия самого соглашения. Объяснив, чем оно обернется, он задал вопрос: «А как же реагирует на это американская публика?» А потом резко перешел к знаменитому ролику о селфи на бейсбольных матчах. Но посрамить он этим хотел не студенток, а нас всех. Далее он показал кадры, на которых митингующие, выступавшие против сокращений в Air France, буквально срывают рубашки с двух управленцев этой компании. Здесь смысл был в том, чтобы напомнить американцам об их апатичности и заставить их задуматься о том, почему французы — кто бы мог подумать, французы (!) — лучше умеют бороться против противоправных действий корпораций, чем мы.
Поражаясь тому, что публика не относится к Транстихоокеанскому партнерству серьезнее, он говорит: «Единственный вопрос, который вы должны себе задать: “Есть ли вообще какой-нибудь аспект моей жизни, который я хочу доверить сотням лоббирующих различные корпорации людей?”». И ответ на этот вопрос: «Нет. Нет в моей жизни аспектов, которые я бы доверил стервятникам — шестеркам корпораций», — продолжает он. Тогда возникает другой вопрос: «Почему вы доверяете им решать важнейшие проблемы современности?» Кэмп использует фирменное негодование Стюарта, но при этом берет слегка выше, и результат получается выше всяких похвал.
В мире сатирических новостных передач происходят резкие сдвиги: Стюарт ушел, Колберт вышел из образа и перешел на CBS, а Тревор Ноа пока только приживается на новом месте. Остроумная атака Кэмпа на Транстихоокеанское партнерство и наша прохладная реакция на нее показывают, что искать мощную новостную сатиру теперь нужно вне привычного мейнстрима в виде Comedy Central, HBO и других крупных каналов.