Уже в пятый раз в Праге проходит международная конференция о ядерном разоружении Pražská agenda 2015, организованная в сотрудничестве с МИДом и Институтом международных отношений Чехии. Во встрече участвуют специалисты по атомной проблематике и безопасности, представители академической общественности из ряда стран мира. В рамках главной темы обсуждаются ситуация с момента принятия Договора о нераспространении ядерного оружия, новые угрозы международной безопасности и использование атомной энергии в мирных целях.
В предыдущие годы формат конференции был более сжатым, что, по мнению некоторых участников форума, позволяло лучше сконцентрироваться на предмете обсуждения. В любом случае конференция, в этом году удлинившаяся до трех дней, заслужила репутацию исключительного мероприятия.
Pražská agenda — это уникальный форум, потому что как минимум в европейском регионе не существует более масштабной конференции или другого такого мероприятия, в рамках которого могут встретиться эксперты по данной проблематике, полагает сотрудник пражского Института глобальной политики, координатор программы Marshall Мemorial Fellowship в Чехии, независимый аналитик по вопросам безопасности Томаш Хлебечек.
— На форуме также обсуждается тема возникновения новых ядерных держав. Могли бы вы поделиться своим прогнозом, исходя из актуальной ситуации? И каким образом это может повлиять на расстановку сил на мировой арене?
— Это, конечно, остается очень актуальным вопросом с момента начала эры ядерного оружия, стартовавшей 70 лет назад. Последние 15 лет Иран и его ядерная программа является главной темой международной политики. Северная Корея, разумеется, также числится среди государств, обладающих ядерным оружием, хотя применить его в боевых целях она, видимо, пока не может. Прогнозировать, как все это будет дальше развиваться, сложно, однако серьезный вызов нам брошен не только в области «классического» развития ядерных программ, но и в сфере разрастания технологий, тесно с ними связанных. Я имею в виду, например, ядерные реакторы, установленные на морских судах, которые считаются легитимной технологией неядерной энергетики, поскольку они в первую очередь обеспечивают питание подводным лодкам. Однако с учетом нынешнего развития этих технологий существует большой риск пролиферации и в данном случае.
— Какие страны вы, в частности, имеете в виду?
— К примеру, Аргентина или Бразилия, которые рассматривают применение таких программ либо уже приступили к их реализации, в будущем будут представлять риск, хотя в начале 1990-х гг. эти государства и отказались от реализации собственных ядерных программ, о чем часто напоминается. В то время как проблематика разрастания упомянутых технологий специалистами затрагивается достаточно редко.
Иран нельзя сбрасывать со счетов еще несколько десятилетий
— Иранский парламент на днях одобрил законопроект о реализации соглашения по ядерной программе страны. Через 10 лет с Ирана, согласно принятому летом заключительному соглашению по иранской ядерной программе, будут сняты все экономические санкции при условии, что Тегеран не отклонится от курса венских договоренностей. Какие государства, кроме Ирана, выделяются в группу риска?
— Иран — фактор, который нельзя сбрасывать со счетов наверняка не одно, а еще несколько ближайших десятилетий; здесь все зависит от выполнения договоренностей и интерпретации технических параметров. Очень проблематична ситуация также с такими ядерными державами, как Индия, Пакистан, Израиль, не подписавшими Договор о нераспространении ядерного оружия. Экстремальный риск представляет Пакистан, который, что касается боеголовок, наиболее стремительно наращивает собственный ядерный арсенал. При внутренней политической и экономической слабости этого государства в Пакистане существует не только угроза внутреннего исламского фундаментализма радикального толка, но и угроза экспорта технологий в виде патентов или «ноу-хау» в дружеские страны или передача технологий негосударственным группировкам, включая террористические. Последнее обстоятельство особенно актуально и опасно, так как такие игроки не соблюдают никаких правил.
Несколько вопросов многолетнему члену кафедры социальных наук Университета Усти-на-Лабе Петру Йираско, который является регулярным участником конференции Pražská agenda.
— Каким вам видится возможный расклад политических сил в мире также в свете последних событий, когда Россия продемонстрировала свой потенциал, впервые применив крылатые ракеты морского базирования и нанеся удар по ИГ в Сирии? Что это, в частности, значит для Европы?
— Я думаю, что обновилось равновесие страха в мире, и, к сожалению, должен сказать, что это единственная подстраховка от развязывания Третьей мировой войны и полного разрушения мира.
— То есть такой залог военно-стратегического паритета следует воспринимать как положительную новость?
— Это довольно коварный вопрос. Данное обстоятельство можно считать как позитивным, так и негативным. Опасаюсь однако, что если бы его не было, сторона, имеющая перевес, довольно быстро бы этим злоупотребила, говорит участник конференции, которая завершится 16 октября, Петр Йираско.