Фонд Конрада Аденауэра и Союз ветеранов Христианско-демократического союза ФРГ провели в Санкт-Петербурге международную конференцию «25 лет объединения Германии».
Выступающие начали с воспоминания о событиях 1989 года — череде антикоммунистических революций в Восточной и Центральной Европе и падении Берлинской стены, долгие голы служившей символом «холодной войны». Много говорилось о позитивной роли тогдашнего советского руководства, не препятствовавшего мирному воссоединению ГДР и Западной Германии в единое государство.
Но, обсуждая нынешнее состояние взаимоотношений России и западного мира, участники дискуссии неизменно отмечали, что так далеко противостояние не заходило даже в годы существования советского блока. И признавали, что процесс восстановления взаимного доверия будет долгим.
«Достижения Хельсинских соглашений и Парижской хартии разрушены»
Почетный председатель Германо-Российского Форума, бывший посол ФРГ в Москве Эрнст-Йорг фон Штудниц перечислил четыре периода двусторонних отношений, отметив, что каждый отрезок времени характеризовался личностью тогдашнего российского лидера. В 90-е годы, когда президентом РФ был Борис Ельцин, Германия выделяла своему новому восточному партнеру большие суммы денег в качестве компенсации за досрочный вывод частей российской армии из гарнизонов бывшей ГДР. Тогда же в массовом порядке стали создаваться совместные предприятия, а российские политики, бизнесмены и их консультанты начали выезжать в Германию в оплаченные немецкой стороной командировки и на стажировки.
В начале нулевых годов, когда благодаря росту цен на нефть и газ, уровень жизни в России заметно повысился, экономические связи двух стран значительно укрепились. С востока на запад поставлялись энергоносители, а в обратном направлении — новейшие разработки хай-тека и денежные инвестиции. Эйфория от этого сотрудничества, заметил фон Штудниц, оставляла на втором плане проявляющиеся в России антидемократические тенденции: убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой, процессы по делу ЮКОСа, зажим свободы слова.
Президентство Дмитрия Медведева, которое бывший посол ФРГ назвал «интермеццо», было, по его словам, «периодом не оправдавшихся ожиданий и упущенных возможностей». А с возвращением в Кремль Владимира Путина в России наступила реакция: арест политических активистов на Болотной площади, гонения на Pussy Riot, закон об «иностранных агентах», а затем — аннексия Крыма и вмешательство на юго-востоке Украины.
«Мы считаем, то, что было достигнуто Хельсинскими соглашениями и Парижской хартией, а именно: неизменность границ в Европе — было разрушено», — подчеркнул Эрнст-Йорг фон Штудниц. Обращаясь к российским участникам конференции, экс-посол отметил, что Германия не отойдет от выполнения своих обязанностей члена НАТО и одного из ключевых участников Европейского Союза, добавив, что его страна будет «вынуждена сотрудничать с Россией». И в качестве положительного примера такого сотрудничества привел пример работы «международной шестерки» по иранской ядерной программе.
Немцев тревожат ядерные угрозы Путина
Заместитель председателя Фонда Конрада Аденауэра Беате Нойс напомнила, что в нынешнем году отмечается несколько крупных юбилейных дат: 70-летие окончания Второй мировой войны, 70-летие образования ООН, 40-летие Хельсинских соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, 25-летие объединение Германии. В результате последнего события, по словам Беате Нойс, «у немцев появился шанс на демократическое развитие своей страны».
После чего она заметила: «Мы с печалью наблюдаем за тем, что впервые с 1945 года были изменены государственные границы вооруженным путем». В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» доктор Нойс остановилась на причинах кризиса доверия Запада по отношению к России. «Мы видим, что в действительности Россия делает совсем не то, о чем публично говорит президент Путин», — начала заместитель председателя Фонда Конрада Аденауэра. И пояснила, что это относится к выполнению Минских договоренностей.
Не согласна Беате Нойс и с тем, что российская сторона оправдывает свои военные действия в отношении Грузии и Украины косовским прецедентом. «Процесс подготовки независимости этого края шел девять лет. В нем принимала активное участие российская сторона. И, в конце концов, Косово не было аннексировано. И это только один пример расхождения западной и российской точек зрения», — отметила собеседница «Голоса Америки». К числу других расхождений она отнесла действия российской армии в Сирии, установку ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области, усиление военного присутствия НАТО в Польше и странах Балтии и возможное создание российской авиабазы в Беларуси.
«Действительно, НАТО проводит учения в Центральной Европе, и это вызвано, в первую очередь, событиями в Украине. Но при этом НАТО соблюдает все действующие договоренности с Россией. Здесь не идет речи о размещении крупных воинских контингентов где бы то ни было. И участников военных маневров в новых странах НАТО намного меньше, чем в тех учениях, которые проводит в последнее время российская сторона. Кроме того, натовские части находятся в Центральной Европе не постоянно, а в порядке ротации. И, разумеется, мы с волнением наблюдаем за развертыванием этой спирали военного противостояния России и НАТО. Особенно тревожно, что Владимир Путин счел возможным использовать ядерную угрозу, как аргумент в споре с нами», — отметила Беате Нойс.
В заключение Нойс отметила, что она все-таки, надеется на восстановление доверительных и партнерских отношений с Россией, добавив, что это возможно только в том случае, если слова российской стороны не будут расходиться с делами.
«Меркель и Путин уже не найдут взаимопонимания»
С тем, что говорила заместитель председателя Фонда Конрада Аденауэра, косвенно перекликались некоторые тезисы выступления профессора Исторического факультета Череповецкого государственного университета Бориса Петелина, более 40 лет занимающегося изучением германо-российских отношений. Отметив значение Михаила Горбачева, Джорджа Буша и Гельмута Коля в объединении Германии, он добавил, что решающую роль сыграла воля немецкого народа к единству своей страны.
Перейдя к современным событиям, профессор Петелин напомнил, что Россия признала границы Украины в 1991 году. В то время, как в конституции Западной Германии предусматривалось будущее объединение с ГДР. В 1989 году советские войска не были задействованы, чтобы предотвратить падение Берлинской стены. «А сейчас Россия использует свои войска за рубежом, и не всегда оправданно», — отметил эксперт.
Разговаривая с корреспондентом «Голоса Америки», Борис Петелин заметил, что решение о расширении Европейского Союза на Восток было принято в начале 90-х годов, когда Россия занималась восстановлением собственной экономики при помощи американских специалистов, а бывшие советские республики были предоставлены сами себе. «Восточная Европа осталась, извините, „без хозяина“, она так не может существовать, ей нужен стратегический партнер, который как раз и нашелся в лице ЕС», — считает профессор Петелин. А дальнейшие события начали все дальше уводить от России не только те страны, которые успели вступить в евро-атлантические структуры в 90-е и начале нулевых годов, но также те постсоветские республики, которые решили пойти по пути западной интеграции.
«И сейчас получилось так, что экономически, да и политически Германия доминирует в Европе, и это, кстати — правильная политика с учетом национальных интересов Германии. А вот как в этой ситуации быть России? Ведь в нынешнем состоянии наша экономика для них не представляет интереса. То есть, мы, конечно, нужны им как экономические партнеры. Но — без коррупции, без „откатов“, без „крышевания“, без воровства и так далее. То есть, им нужно, чтобы у нас была нормальная экономическая система, работающая в соответствии с законодательством», — пояснил причины возросшего отчуждения между Россией и Западом профессор Петелин.
По его мнению, надеяться на быстрое восстановление доверия сейчас не приходится. «Я думаю, что нынешнее поколение политиков — я имею в виду Меркель и Путина — уже не найдут взаимопонимания. Тем более, что одно из условий снятия санкций, которое негласно нам предъявляют Германия и Запад, это — то, что Путин должен уйти. А ведь когда Путин только возглавил Россию, в Германии вышла книга „Немец в Кремле“. Она, конечно, была комплиментарной, но тогда у Германии были большие надежды на Россию. А сейчас они понимают, что отношения с нами „не срослись“», — полагает эксперт.
Былой дружбы лидеров России и ФРГ, которая существовала между Ельциным и Колем, а затем — между Путиным и Шредером, по мнению ученого-германиста, уже не будет. «Нужны очень четкие и продуманные шаги навстречу друг другу. Пока они не наблюдаются, и это, прежде всего наша проблема, потому что другого такого партнера, как Германия, у России нет», — подытожил профессор Череповецкого государственного университета.