Решение России начать военную операцию на Ближнем Востоке, далеко от своих границ, вызвало критику со стороны многих государств, в том числе Европейского Союза, соседней Украины и США. Но, похоже, в еще большей степени, чем на международной арене, бомбардировки в Сирии усугубили раскол между российским славянским населением и мусульманами, живущими в Российской Федерации.
По официальным данным, в России проживают примерно 21 миллион мусульман, и они составляют около 15% от общей численности населения. В Москве, столице России, проживают два миллиона мусульман, тогда как всего в городе живут примерно 12 миллионов человек. На официальном уровне президент Владимир Путин заручился поддержкой мусульманского населения для операции в Сирии. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин опубликовал по этому поводу заявление, в котором указал, что духовные лидеры мусульман резко осуждают экстремистов, подрывающих стабильность, и поддерживают отправку российской авиации на войну против ИГИЛ.
Но при этом под поверхностью сложилась взрывоопасная ситуация, и не только в районах вечного конфликта российской армии с исламскими экстремистами — в Чечне и на Кавказе. В России опасаются, что кровопролитие в Сирии придет в Москву в виде терактов с многочисленными жертвами.
Высокая вероятность реализации этого мрачного сценария получила подтверждение совсем недавно, когда российская полиция сообщила о задержании группировки экстремистов из 12 человек, планировавших теракт в месте скопления людей в Москве, вероятно — в столичном метро. В ходе обыска в одной из квартир в городе полицейские нашли мощное взрывное устройство, которое террористы планировали привести в действие с помощью мобильного телефона. Согласно имевшимся сообщениям, некоторые из задержанных оказались сирийцами, воевавшими на стороне ИГИЛ, а другие были мусульманами с Кавказа и из бывших советских республик.
Во время судебных слушаний по делу о задержанных террористах представители российских спецслужб сообщили о предотвращении около двадцати терактов, планировавшихся разными экстремистами, и о перехвате большого количества оружия, тайно доставленного в Россию для террористической деятельности.
Дополнительно масла в огонь подлило заявление, опубликованное от имени некой экстремистской исламской группировки и содержавшее угрозы в адрес москвичей. Авторы заявления угрожали терактами Москве, если бомбардировки в Сирии не прекратятся. Заявление, которое обширно цитировалось в интернете, но был проигнорировано государственными СМИ, предупреждало, что в ответ на «убийство наших братьев и сестер» в Сирии будут убиты «ваши братья, сестры, матери и отцы» в России. В угрозе также подчеркивалось, что мусульмане всегда мстят за убийство своих братьев по вере, погибших во имя Аллаха, и что «джихад неотвратим». Неизвестные обещали убивать русских до тех пор, пока их кровь не зальет всю Россию.
Если этого недостаточно, то есть также и те, кто считает, что продолжение конфликта на Ближнем Востоке приведет к внутреннему расколу мусульманской общины России на сторонников и противников операции. Одним из наиболее убежденных сторонников операции оказался президент Чечни Рамзан Кадыров, верный последователь Владимира Путина.
После начала операции Рамзан Кадыров попросил президента России разрешить отправку на Ближний Восток чеченских бойцов для участия в войне против ИГИЛ: «Я как мусульманин, как чеченец, как патриот России заявляю, что в 1999 году, когда республика была охвачена этими шайтанами, которые сегодня существуют, мы дали клятву на Коране: всю свою жизнь будем бороться против них, где бы они ни находились. Я не просто говорю, я прошу, чтобы нам разрешили выехать туда и участвовать в этих спецоперациях». Помимо этого, он сообщил, что чеченские силовики арестовали трех сирийских граждан, присланных в Чечню для дестабилизации обстановки и организации нападений на представителей власти.
Лидеры российских мусульман все еще не выступали открыто против решения Путина о проведении сирийской операции. Вместе с тем, в статьях на многих сайтах, связанных с мусульманами России, было отмечено, что община расколота. Руслан Хамидуллин, татарин, живущий в Москве, заявил, что России не следовало вмешиваться в сирийский конфликт, и что ее втягивают туда, но войной построить мир невозможно. Другие говорят о том, что Сирия грозит обернуться вторым Афганистаном, и что Россия увязнет там надолго.
На данный момент неясно, как повлияет операция в Сирии на отношения между разными группами населения России, и повлияет ли вообще. Но одно совершенно ясно: продолжение военной операции усилит в стране внутреннюю напряженность, которую Кремль старается замести под ковер.