Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Убежище во Франции: Счетная палата о дороговизне и бесконтрольности системы

© AP Photo / Michel SpinglerМигрант из Мавритании в лагере в Кале
Мигрант из Мавритании в лагере в Кале
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Расходы на прием беженцев растут даже быстрее, чем их количество. Если за пятилетку — с 2009 по 2014 год — число просителей убежища во Франции выросло на 36%, расходы на их содержание подскочили на 54%. Сумма, в которую бюджету обходятся претенденты на убежище, с трудом подлежит подсчету. Так, например, в 2013 году на их расселение и выплату социальных пособий, было потрачено 690 миллионов евро.

Процедура приема беженцев во Франции чрезмерна по срокам и слишком дорого обходится бюджету. К таким выводам пришел Суд счетов — французская счетная палата — в специальном докладе, содержание которого стало известно во вторник, 20 октября. Аудиторы отмечают: за последние 5 лет расходы на прием просителей убежища выросли на 54%, а 96% получивших отказ в убежище остается во Франции на нелегальном положении.

20 октября во Франции обнародованы замечания, которые в июле Суд счетов направил премьер-министру после аудита системы приема беженцев. По мнению контрольного органа, процедура рассмотрения прошений об убежище нуждается в радикальных реформах. Во Франции, по сравнению с другими странами Европы, он слишком долгая и дорогостоящая для бюджета.

Дороговизна системы

Суд счетов отмечает, что расходы на прием беженцев растут даже быстрее, чем их количество. Если за пятилетку — с 2009 по 2014 год — число просителей убежища во Франции выросло на 36%, расходы на их содержание подскочили на 54%.

Сумма, в которую бюджету обходятся претенденты на убежище, с трудом подлежит точному подсчету, — признают аудиторы. Так, например, в 2013 году на их расселение и выплату социальных пособий, было потрачено 690 миллионов евро. Однако этим расходы не ограничиваются: аудиторы не смогли подсчитать расходы на медицинскую помощь и обучение детей тех, кто подает во Франции прошение об убежище.

В чем причина такой дороговизны процедуры? В ее непомерной длительности, — полагает Суд счетов. Во Франции прошения об убежище рассматривают гораздо дольше, чем в других странах Евросоюза. Если во Франции ответа властей мигранты сейчас ожидают в среднем 2 года, то в Германии, например, ожидание длится всего год.

Высший орган по контролю французских госфинансов, правда, признает, что свои выводы сделал до проведения реформы процедуры предоставления убежища. Эта реформа была утверждена парламентом Франции минувшим летом. Ее главная цель — сократить сроки рассмотрения прошений об убежище с 2 лет до 9 месяцев.

Из беженцев — в нелегалы

Лагерь беженцев в Париже


Еще одна особенность Франции, — отмечает председатель Суда счетов Дидье Миго, — крайне низкие показатели высылки из страны иностранцев, получивших отказ в убежище. Контрольный орган полагает, что 96% беженцев-неудачников, получивших отрицательный ответ на свое прошение, тем не менее, остаются во Франции. Решения о выдворении их из страны выполняются лишь в 7% случаев. В среднем же по другим категориям нелегалов процент высланных достигает 17-ти, — подчеркивают аудиторы.

Эти расчеты проиллюстрированы официальной статистикой МВД за прошлый год. Согласно данным Главного управления по делам иностранцев, в 2014 году отказ в предоставлении убежища во Франции получило чуть более 40 000 просителей. Из них выслано из страны всего лишь 1 400 человек!

Суд счетов делает крайне неприятный для правительства вывод: государство во Франции фактически не контролирует пребывание на территории страны иностранцев, которым было отказано в убежище.

Возражения правительства

Правительство поспешило возразить аудиторам, указав на некорректность подсчетов. Премьер-министр Манюэль Вальс сожалеет о том, что Суд счетов не учел, например, тех иностранцев, которые не получив убежища, остаются во Франции совершенно законно. Например, по специальной «медицинской визе» — для лечения и медуслуг, которые они не могут получить у себя на родине (6 500 человек в год). В подсчетах аудиторов не учтены и те, кто в томительном ожидании убежища находит во Франции свое счастье, создает семью с французскими гражданами и обзаводится детьми. 9 000 бывших претендентов на убежище ежегодно получают «семейный» вид на жительство во Франции как родители детей с французским гражданством, — отмечает МВД.

«Подарок» счетной палаты Нацфронту и «Республиканцам»

В детали полемики между Судом счетов и правительством о точности статистики не стали особенно вдаваться правые и крайне правые французские политики. Для них тема иммиграции — одна из главных в политической и предвыборной борьбе. А критика миграционной политики действующей власти, да еще из уст счетной палаты, — прекрасный повод поговорить на излюбленную тему.

Замглавы Национального фронта Флориан Филиппо тут же ухватился за цифру — 96% получивших отказ в убежище остаются во Франции. Возражения премьера Вальса соратник Марин Ле Пен назвал «безответственными». «Реальность для премьера убийственна: закон не исполняется, расходы на процедуру резко выросли, как и число просителей убежища», — заявил Филиппо, назвав систему приема беженцев «разорительной и неэффективной». Досталось от адъютанта Ле Пен и французским правым, стоявшим у власти 10 лет (с 2002 по 2012 год) и ничего не сделавшим для решения проблемы. Нацфронт, разумеется, это решение имеет: «решительная реформа права на убежище» необходима Франции, по словам Филиппо.

Французские правые назвали «скандалом» проблему нелегально остающихся во Франции претендентов на убежище. Секретарь партии «Республиканцы» по вопросам миграции Гийом Лариве назвал нынешнюю систему убежища «фабрикой по производству нелегалов». «Правительство должно открыть глаза на реальную ситуацию: десятки тысяч иностранцев, которые не являются настоящими политическими беженцами, незаконно остаются каждый год во Франции», — заявил соратник экс-президента Николя Саркози, лидера «Республиканцев».

Гийом Лариве также перечислил предложения французских правых по решению проблемы. В них, правда, оказалось мало нового. Список «надежных стран», у граждан которых нет особых причин просить убежища за рубежом, и так уже существует. Требование соблюдать установленный законом срок рассмотрения прошений об убежище содержит мало революционного. Увеличение срока содержания под стражей нелегалов (сейчас он составляет максимум 45 дней) тоже вряд ли может решить проблему в корне.

Эмоции политиков и сухая статистика

Сухая статистическая реальность, кстати говоря, весьма далека от эмоциональных заявлений некоторых политиков об «ордах» экономических мигрантов, которые под видом беженцев проникают во Францию, а затем десятками (да что там — сотнями!) тысяч слоняются по родине Вольтера, поглощая миллиарды евро из несчастного французского бюджета.

Далеко то время, когда Франция занимала первое место в Европе по числу принимаемых беженцев. Как заметил глава суда счетов Дидье Миго, в 2014 году Франция была лишь на четвертом месте — после Германии, Италии и Швеции.

За последние 8 лет число просителей убежища, ежегодно прибывающих во Францию, удвоилось. Однако в период 2013-2015 годов это число стабилизировалось на уровне 65 000 человек (примерно 0,1% населения Франции). Мягко говоря, небольшое число по сравнению с Германией, которая в 2014 году приняла более 200 000 прошений об убежище (по данным агентства Евростат), а в этом году ожидает притока 1 миллиона мигрантов.

Лагерь для беженцев на севере Франции


Нынешние 65 000 искателей убежища в год — это уровень, зарегистрированный во Франции в 1989-90 или 2001-2004 годах, а не какая-то невиданная ситуация в истории страны, — говорит скучная статистика.

Убежище в конечном итоге получают немногие. 75-80% просителей ждет отказ. В среднем за последнее десятилетие Франция ежегодно предоставляла убежище всего 10-15 тысячам иностранцев.

Интересно, что, по данным за 2014 год, выходцы из России занимали второе место по числу как просителей убежища во Франции, так и по числу получивших искомый статус. Прошения подали 4 200 россиян, убежище получили 1 200 человек. Первое место по числу прошений занимали выходцы из Демократической республики Конго (5 500 человек). По количеству положительных ответов лидировали сирийцы — 1 500 получивших убежище.

Что касается непомерных расходов на содержание просителей убежища, то тут все непросто и очень оценочно. Официальная расходная строка в бюджете Франции — примерно 600 миллионов евро в год. Подав прошение об убежище, иностранец может рассчитывать на пособие 340 евро в месяц. Если же он проживает в спеццентре по приему беженцев, размер пособия варьируется от 90 до 700 евро в зависимости от состава семьи. Просители убежища имеют право на бесплатную медицинскую помощь, общую стоимость которой власти пока высчитать не в состоянии.

Видимо, все-таки блага, предлагаемые претендентам на убежище во Франции, несравнимы, например, с немецкими. В нынешнем миграционном кризисе, который охватил Европу, подавляющее большинство мигрантов стремится в Германию или в северные европейские страны. В репортажах французских СМИ из Германии не раз отмечалось: прибывшие через Средиземное море искатели убежища в ЕС во Францию вовсе не хотят. Тут их ожидают слишком долгие сроки рассмотрения прошений и почти гарантированные проблемы с жильем. Французские центры приема беженцев давно переполнены.

Так, в начале сентября власти Франции направили в переполненный мигрантами немецкий Мюнхен сотрудников Службы по защите беженцев и апатридов OFPRA. Президент Франсуа Олланд пообещал канцлеру Ангеле Меркель забрать 1 000 претендентов на убежище для размещения во Франции. За неделю работы сотрудники французской службы сумели найти лишь 500 добровольцев, обещая ускоренное рассмотрение прошений и жилье.