Этот город стал по-настоящему страшным в последние дни. Иерусалимские старожилы могут назвать поворотный момент, изменивший их отношение к новой волне насилия. Совершенный во вторник теракт в 78-м автобусе в квартале Армон ха-Нацив в единочасье вернул Иерусалим в период второй интифады.
Теракт в автобусе, проезжавшем по еврейскому кварталу, гибель трех невинных граждан, среди которых два пожилых человека, отбросили иерусалимцев к началу прошлого десятилетия. Как и тогда, они стараются не выходить из дома. Как и тогда, они с опаской оглядываются по сторонам.
В среду в квартале Джабль-Мукабер был введен комендантский час. Теракт в автобусе совершили жители этого квартала. Количество терактов снизилось. Может быть, там поняли, что их израильские удостоверения личности в опасности и решили приструнить молодежь. Этот комендантский час, вкупе с другими событиями последнего периода, проливает истинный свет на судьбу Иерусалима, город, который был преступно заброшен государством и израильским обществом еще со времени Шестидневной войны — до тех пор, пока не создалась нынешняя, абсолютно тупиковая, ситуация.
Вдруг все обнаружили, что в городе проживает около 350 тысяч палестинцев, почти 40% от всех горожан. Вдруг все поняли, что забор безопасности вынудил иерусалимских арабов переключить внимание на западную часть города. Вдруг все поняли, что стоит иерусалимским арабам только захотеть, они, вместо метания камней, опустят свои бюллетени в избирательные урны, и в Иерусалиме будет арабский мэр. Вдруг все поняли, что Иерусалим никогда и не был единым городом. В нем просто живут две группы населения, которые зависят друг от друга и не в состоянии разойтись.
Может быть, последние события наконец заставят руководителей государства спасти город от самого себя. Если мы не хотим легитимного мэра из кварталов Джабль-Мукабер и Иссауие, следует начать возвращение под контроль палестинской администрации арабских кварталов Иерусалима, в которых пока что нет смешанного населения.
Я бы начал с деревни Акаб, квратала Рас-Хамис и лагеря беженцев Каландия. Эти районы, в которых проживает более ста тысяч палестинцев, находятся за пределами забора безопасности. Назовите мне хотя бы одну причину, мешающую нам распрощаться с этими кварталами. Кстати, два террориста, участвовавших в недавних терактах, жили в деревне Акаб.
Можно также расстаться со враждебными кварталами, в которых сейчас введен комендантский час — Джабль-Мукабер, Иссауие, Цур-Бахр и лагерь беженцев Шуафат. Эти кварталы Израиль дискриминировал на протяжении многих лет — в этом также одна из причин гнева их жителей. В этих кварталах не проживают евреи — и это хорошо. С другой стороны, отказ от этих кварталов будет непростым из-за их топографического расположения.
И все-таки. В чем проблема, если Цур-Бахр и Иссауие будут столицей Палестинской автономии? Я думаю, что среди израильтян не будет особого противодействия этой идее. Особенно на фоне нынешней волны террора. Сотни миллиардов, которые правительство тратит на выплаты по национальному страхованию палестинскому населению Иерусалима можно перенаправить на более срочные нужды израильского общества.
Я знаю, что вы скажете: как можно разделить Иерусалим? Отделение многих кварталов может привести к параличу западной части города — поскольку там живут многие арабские работники. Это верно. Но следует привыкать к новой реальности.
Комендантский час — хорошая возможность попробовать начать жить, не опираясь на рабочую силу жителей арабских кварталов еврейской столицы. Столицы, которая должна быть национальной, а не двунациональной.