Наибольшее число конфликтов и сюрпризов после голосования на Украине 25 октября ожидают от выборов мэров крупных городов. Полномочия новых градоначальников и местных депутатов, согласно конституционной реформе, истекут через два года. Получат ли новые власти в регионах расширенные полномочия и большие финансовые возможности, зависит от окончательного утверждения Верховной Радой конституционного законопроекта о децентрализации власти.
25 октября выборы идут по всей территории Украины, кроме аннексированного Россией Крыма и части Донбасса. Не состоятся они из-за проблем безопасности и в десятках подконтрольных Украине населенных пунктов Луганской и Донецкой областей. Более тысячи международных наблюдателей следят за ходом голосования.
Опросы общественного мнения показывают, что на местные выборы готовы прийти 75% украинцев, Однако проголосовать смогут не все. Новый закон о выборах, по сути, лишил избирательного права более полутора миллионов вынужденных переселенцев из Крыма и Донбасса.
Об особенностях предстоящих на Украине местных выборов и раскладе политических сил рассуждает директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев:
— Главная интрига выборов в местное самоуправление состоит в том, что эти выборы — с отложенным политическим результатом. Прежде всего потому, что региональные элиты, которые очень ожидали и готовились к этим выборам, столкнулись с риском провала реформы децентрализации власти, риском будущих досрочных выборов в местное самоуправление и с риском взять на себя полноту ответственности в ближайшее время за крайне сложное социально-экономическое положение своих регионов, не имея ни полномочий, ни финансов, ни возможностей. Поэтому прогнозирую, что сразу же после 25 октября в большинстве регионов Украины возникнет линия напряжения между новой областной властью и центром по вопросам бюджета, полномочий и новой политической структуризации. В последнем — еще одна интрига этих выборов. Еще полгода назад местный бизнес, управленческий бизнес, местная силовая элита рассчитывали, что они будут участвовать в выборах как самостоятельные политсилы, ориентированные на избирателей и запросы каждого отдельного региона. Правила, которые были установлены на этих выборах, вынудили местные элиты участвовать в так называемых общенациональных проектах. По рейтингам, поддержка партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность» (БПП «Солидарность») существенно уменьшилась. И, несмотря на те процессы объединения, которые произошли за год, сначала с партией «УДАР» Виталия Кличко официально, затем неформально взаимодействие с активом партии «Народный фронт» премьер-министра Арсения Яценюка, совокупный рейтинг партии власти где-то в пределах 15–16% в целом по стране. И естественно, эта поддержка выше в западных и центральных областях Украины, ниже — в восточных и южных. Думаю, что в южных и восточных областях может быть высокий уровень поддержки «Оппозиционного блока», прежде всего в Одесской, Николаевской, Запорожской, Днепропетровской областях. Конкурентами им там могут стать местные элиты, которые ориентированы на новый проект «Наш край», но и, естественно, БПП «Солидарность», представители этой политсилы, скорее всего, будут в меньшинстве в местных советах. В центре главная конкуренция разворачивается между представителями БПП «Солидарность», «Батькивщины», частично «Самопомощи», а в западных областях серьезная конкуренция развернется между партией власти и национал-патриотическими силами, прежде всего, это партия «Свобода», Радикальная партия и «УКРОП» (Украинское объединение патриотов).
Сейчас социологические данные по областям довольно противоречивы, и мне кажется, что решающую роль сыграют не только общеукраинские или общеобластные показатели, потому что это все-таки «термометр», а большую роль будет играть кадровый состав каждого партийного списка. В целом, к сожалению, по итогам местных выборов Украина может быть снова раскрашена в несколько цветов. У нас, по сути, будет минимум пять таких выраженных политико-идеологических форматов: юг и восток, скорее всего, там будет взаимодействие БПП «Солидарность», «Нашего края», «Оппозиционного блока» в рамках региональных советов; в центре будет конкуренция партии власти с «Батькивщиной» и «Самопомощью», и плюс ко всему большую роль будут играть местные неформальные объединения депутатов, мэров, которые просто прикрывались партийными брендами; а на западе, думаю, что будут очень выражены позиции национал-патриотических сил, которые, по всей видимости, будут создавать коалицию с критической позицией по действиям правительства и президента, потому что большие дискуссии идут не только относительно экономического положения в стране, но и о политической стабилизации, решении «восточного вопроса.
Местные выборы могут стать серьезным вызовом для главы государства Петра Порошенко, и в итоге, предполагает Андрей Ермолаев, через полгода на Украине может произойти перезагрузка центральной власти:
— Есть риск для всех участников местных выборов, что, во-первых, в случае провала реформы децентрализации резко обострятся взаимоотношения всех местных элит с центром, усилятся претензии к правительству. Нужно учитывать, что сразу после выборов начнется процесс подготовки бюджета на 2016 год и местные элиты столкнутся с бесправием и безденежьем. А второй риск — разворачивание политического кризиса уже в масштабе кризиса власти. Судьба парламентской коалиции, судьба правительства Арсения Яценюка — вопрос номер один в декабре. Это может привести к досрочным парламентским выборам. И тогда все местные элиты, независимо от того, под какими флагами они пришли в местную власть, по сути, будут соучастниками перезагрузки центральной власти уже весной 2016 года. Многие из них будут с амбициями прийти в центральную власть в качестве депутатов Верховной Рады или участников политических проектов.
В ходе предвыборной гонки ее многие участники обращали внимание на решение не муниципальных, а общенациональных проблем. И фактически некоторые украинские политики, в частности, заметно увеличившая рейтинг лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, использовали избирательную кампанию для того, чтобы добиться досрочных парламентских выборов. Слово — руководителю Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиру Фесенко:
— Что касается вот этих настроений, оценок, что эти выборы являются своеобразной прелюдией к возможным досрочным парламентским выборам, то это установка целого ряда политических сил. Именно они так считают, именно они навязывают такую политическую установку избирателям и политической среде. Об этом говорят рекламы и лозунги. Это не лозунги к местным выборам. Это один из главных мотивов, интересов целого ряда участников этих выборов. В этом действительно их специфика. Но этот вопрос далеко не решен, я бы сейчас не делал таких однозначных прогнозов, что досрочные выборы состоятся. Не все играют в парламентские игры. Особенность этих выборов состоит в том, что появился целый ряд политических сил, объединяющих местные элиты. Вот два главных игрока в таком статусе — партия «Наш край» и партия «Відродження» («Возрождение»). Они объединили, причем в масштабах всей страны, представителей местных элит, которые, с одной стороны, хотят дистанцироваться от прежней власти, от бывшей правящей Партии регионов, которая сейчас фактически выступает под брендом «Оппозиционного блока», а с другой — они не хотят идентифицироваться с новой властью, c Блоком Петра Порошенко «Солидарность» и пытаются перед избирателями выступать в роли такой нейтральной политической силы. Причем это партии общенациональные, и они, конечно же, ведут борьбу за продвижение и закрепление своих интересов именно на местном уровне. Их пока меньше интересует Киев и парламентские выборы. Им главное — добиться избрания своих кандидатов и в мэры городов, и, конечно же, депутатами городских, районных и областных советов в целом ряде регионов.
«Наш край» финансирует харьковский бизнесмен Александр Ярославский, который таким образом пытается вернуться в большую украинскую политику. Сопредседателем новой партии является владелец одного из крупнейших рынков страны, харьковского «Барабашово», депутат Верховной Рады Александр Фельдман. А финансистом партий «Возрождение» и «УКРОП» называют олигарха Игоря Коломойского. Владимир Фесенко продолжает:
— Иногда местные элиты участвуют в местных выборах под флагами маленьких партий. Например, мэр Одессы Труханов идет от партии, которая в других регионах либо вообще не участвует в выборах, либо очень незаметна, а в Одессе его партия — среди фаворитов. Или, например, в Закарпатье партия, связанная с кланом Виктора Балоги, «Единый центр» — тоже один из фаворитов, в других регионах ее нет. И это специфика местных выборов. И наконец, надо отметить важный момент, связанный с тем, что в случае, если будет до конца нынешней парламентской сессии одобрен конституционный законопроект о децентрализации власти, то в стране начнется административно-политический процесс децентрализации. Финансовая децентрализация уже происходит. И уже многие органы местного самоуправления получили прибавку к бюджету, поэтому вопросы, связанные с процессами децентрализации, являются, может быть, не главным, не афишируемым, но важным призом для победителей этих выборов. Административно-политическая децентрализация реально должна начаться только с 2017 года, после следующих местных выборов. Но даже если избранные на этих выборах местные советы проработают два года, все равно это будет период переходный, период освоения нового формата, новых возможностей, новых полномочий. Конечно же, те, кто выиграет нынешние местные выборы, будут иметь дело с большим бюджетом и большими возможностями. Однако и их ответственность также будет больше перед избирателями, потому что будет заметен контраст, кто-то хорошо воспользовался новыми финансовыми возможностями, а кто-то плохо. Поэтому цена, вес нынешних местных выборов, на мой взгляд, намного больше, чем предыдущих.
— Можно ли эти местные выборы рассматривать в контексте противостояния президента Украины Петра Порошенко и бывшего днепропетровского губернатора, олигарха Игоря Коломойского?
— Это упрощение. Напрямую между собой они (политические силы Порошенко и Коломойского) практически нигде не конкурируют. Да, можно говорить, например, в Киеве, здесь представители партии «УКРОП», как ее иногда называют «партии друзей Коломойского», она борется за должность городского головы Киева, которую сейчас занимает формальный лидер «Блока Петра Порошенко» Виталий Кличко. Но, скорее всего, Геннадий Корбан не является конкурентом для Кличко. Поэтому прямого противостояния нет. Приведу другой пример. Днепропетровск — одна из потенциально «горячих» точек на местных выборах. Там главными конкурентами, между которыми, по сути, уже идет настоящая война, являются кандидаты от партии «УКРОП» Борис Филатов — человек Коломойского, и лидер днепропетровского отделения «Оппозиционного блока», бывший днепропетровский губернатор Александр Вилкул. Там идет настоящая борьба между ними. В Харькове побеждает, скорее всего, на выборах мэра представитель партии «Возрождение» Геннадий Кернес, но Кернес не человек Коломойского, а такой себе ситуативный партнер. И, как ни странно, для власти выгодно, чтобы Кернес шел на выборы не от «Оппозиционного блока», а то, что он идет от «Возрождения», не так страшно.
Везде есть своя конфигурация интересов, поэтому прямой, явной конкуренции между партиями президента и Коломойского нет. Для партии президента конкурентами в Западной и Центральной Украине являются не люди Коломойского и не политические проекты Коломойского, а партии Майдана и партии, связанные с парламентской коалицией — «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» Андрея Садового. А влияние Коломойского на избирательный процесс я бы не преувеличивал. Рейтинг «УКРОПа» всего лишь несколько процентов. Да, в Днепропетровской области эта партия — фаворит, но в большинстве других регионов страны «УКРОП», скорее всего, не попадет в местные советы. В числе победителей выборов эта партия, кроме Днепропетровска, может быть в Киеве и еще в нескольких регионах, но пока «УКРОП» не является конкурентом для Блока Петра Порошенко «Солидарность», — полагает Владимир Фесенко.
Главной особенностью выборов мэров в больших городах станет то, что во многих из них они пройдут в два тура. Чтобы стать мэром, кандидат должен получить более 50% голосов. В противном случае судьба выборов решится по результатам повторного голосования. Победу уже в первом туре в Харькове прочат нынешнему градоначальнику Геннадию Кернесу. Ни инвалидная коляска, в которой она оказался после покушения в апреле 2014-го, ни уголовные дела, связанные с издевательствами над активистами Еромайдана, не помешали Кернесу участвовать в предвыборной кампании. В Киеве городской голова, как свидетельствуют соцопросы, будет определен во втором туре, и с большой долей вероятности можно утверждать, что в своем кресле останется Виталий Кличко. Пребывание чемпиона мира по боксу у руля столичной власти нельзя назвать триумфальным, однако похоже, что у Кличко на этих выборах, как отмечает Владимир Фесенко, нет сильных конкурентов:
— Сейчас система выборов поменялась, мы вернулись к той системе, которая была на Украине еще в 90-е годы. И интрига второго тура, в котором очень часто голосуют не столько за, сколько против, она, конечно же, создает возможность и риски сюрпризов для действующих мэров. Тем не менее, в большинстве все-таки случаев действующие мэры будут выигрывать выборы, в том числе и Виталий Кличко. Его наиболее вероятный соперник во втором туре — бывший мэр Александр Омельченко. Он — опытный хозяйственник, уважаемый человек, но ему 77 лет. Возраст будет работать против Омельченко. И, судя по опросам общественного мнения, если во второй тур выходят Кличко и Омельченко, то все-таки побеждает Виталий Кличко. Обилие кандидатов и политических сил, участвующих в нынешних выборах в Киеве, также работает в пользу Кличко. К нему нет негативно-критического отношения избирателей, он не вызывает агрессивного раздражения. Многие могут проголосовать за него, потому что он уже работает и просто надо ему дать второй шанс, а явных сильных конкурентов на этих выборах у него нет, — рассказывает Владимир Фесенко.
Сюрпризов ожидают от выборов в Одессе. На пост мэра здесь баллотируется рекордное за годы независимости Украины число кандидатов — 42 человека. Один из конкурентов действующего мэра Геннадия Труханова — немецкий юрист и экономист украинского происхождения, член команды одесского губернатора Михаила Саакашвили Саша Боровик.
— В этих выборах участвует достаточно много сильных кандидатов и конкурентов. Главным фаворитом все же является действующий мэр Геннадий Труханов, но он вряд ли выиграет в первом туре. Вопрос: кто выйдет во второй тур? Вот как раз в Одессе может быть феномен протестного голосования. Думаю, что ключевым конкурентом для Труханова будет не столько Саша Боровик, он не одессит, человек новый. Конечно, поддержка Саакашвили прибавит ему голосов, несомненно, однако думаю, что более вероятно участие во втором туре выборов бывшего одесского мэра Эдуарда Гурвица. Он уже такой политический пенсионер, как Омельченко в Киеве, и конечно же, не факт, что ему удастся выиграть выборы, но Гурвиц — уважаемый в Одессе человек, у него есть свой избиратель, и те люди, которые не приемлют Труханова, могут поддержать Гурвица, поэтому если Гурвиц выйдет во второй тур, то в Одессе будет нешуточная борьба старого и нового, потому что Труханова многие считают ставленником криминальных авторитетов. Он сейчас уже не имеет отношения к «Оппозиционному блоку» по тактическим соображениям, но связь с местными криминальными кругами ему приписывают. В этом, в частности, его обвиняет Эдуард Гурвиц. И если будет на выборах мэра Одессы второй тур, то это будет очень жесткая борьба, и победителя я бы сейчас не решился назвать, — подчеркивает Владимир Фесенко.
В отличие от Одессы, во Львове на выборах мэра интриги не предвидится, и этот пост, как прогнозируют эксперты, вновь сохранит за собой самый популярный в стране городской голова и, возможно, один из главных конкурентов Петра Порошенко на будущих президентских выборах Андрей Садовой.