Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Столкновение интересов Латвии и Литвы

© Fotolia / hramovnickГазопровод
Газопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно найти аргументы о солидарности, о геополитическом братстве. Но если есть геополитическое братство, то что будет с интересами Латвии? Если наш партнер и союзник не ведет себя как свинья, то и мы можем уступить, согласившись в пользу партнера на действия, невыгодные для нас. Но должны ли мы быть доброжелательными и подстраиваться под соседа, который грубо высмеивает наши национальные интересы?

С регулированием газового рынка — как с приливом и отливом. Временами начинается активная деятельность, временами бывает затишье. Этой осенью скорость событий достаточно высока. Предложено быстренько разделить Latvijas gāze. Если не примем решение о разделе предприятия, Латвии грозит наказание от Еврокомиссии и т.д. Тексты подобного содержания звучат из Сейма, Министерства экономики и даже из Европарламента. Не понятно, почему ведущим политикам надо строить государственную политику на циничной лжи о содержании Третьей либерализационной директивы Европейского Совета и Европарламента (2009/73/ЕК)?

Напугать угрозами санкций в случае, если директива не будет выполнена, можно только тех, кто никогда не знакомился с директивой и не стремится это сделать. Третью либерализационную директиву надо вводить только тогда (точнее, через два года после того), когда газовые системы страны будут подключены к газовой системе Евросоюза (ENTSOG).

В 1-й пункт 49-й статьи директивы включена оговорка, упоминающая те три страны, которые могут не вводить директиву до момента, когда они будут интегрированы в общеевропейскую газовую систему: «4-я, 9-я, 37-я и/или 38-я статья не относятся к Эстонии, Латвии и/или Финляндии до момента, когда любая из этих стран ЕС напрямую присоединится к общей системе любой из стран ЕС, за исключением Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии».

Таким образом, Латвии на неопределенное время не нужно начинать лицензирование новых участников рынка (4-я статья), отложено разделение системы управления и ее операторов (9-я статья), к ней не применимы нормы открытости рынка (37-я статья) и регулирование прямых линий (38 статья).

Это означает, что Третью либерализационную директиву Латвии понадобится полностью вводить только тогда, когда Финляндия создаст прямое соединение газопровода со Швецией или Польша создаст прямое соединение с Литвой. О последнем подписан договор, но газопровод пока даже не начали строить. До этого открывать газовый сектор не нужно. Конечно, можно возразить, что сейчас другая геополитическая ситуация, что зависимость от российского природного газа создает определенную угрозу безопасности Латвии. Да! Это определенная угроза. Но интересы Латвии защищены. Благодаря Инчукалнскому газохранилищу в сфере надежности поставок газа у Латвии лучшие показатели среди балтийских стран.

Обеспечение Латвии газом составляет 154%, а Финляндии — 102% (так называемый тест №1 по данным сообщения Booz&Company Еврокомиссии). Запасы газа в Инчукалнском газохранилище достаточны для удовлетворения нужд Латвии в течение полутора лет. Если наступит час Х, у Латвии будет полтора года, чтобы сконструировать систему подачи газа из другого источника. За год в Вентспилсе, Лиепае или еще где-то надо будет поставить на якорь модуль декомпрессии природного газа, подключить газопровод, и энергетическая безопасность Латвии не будет зависеть от России.
На случай чрезвычайной ситуации в Латвии лучшие условия. В свою очередь, у Литвы не все так радужно. До постройки терминала сжиженного газа в Клайпеде у нее были худшие показатели (27% обеспечения) среди балтийских стран.

Поэтому Литва была больше всего заинтересована в создании терминала сжиженного газа (ТСГ) на своей территории. Чтобы обеспечить финансирование терминала, 12 июня 2012 года литовский Сейм приняли особый закон о Клайпедском ТСГ, утвердив обязательную для всех потребителей закупку только у клайпедского ТСГ -- как минимум 25% от общего потребления газа за год. Таким образом, в Литве -- не свободный рынок, где поставщики конкурируют за счет цены, а обязательная закупка. Так что у Латвии во время геополитических обострений энергетические риски намного меньше, чем у Литвы. Из этого вытекает, что досрочное введение в Латвии Третьей либерализационной директивы в национальных интересах Литвы, а не Латвии.

С другой стороны, можно найти аргументы о солидарности, о геополитическом братстве НАТО. Но если есть геополитическое братство, то что будет с интересами Латвии? Если наш партнер и союзник по НАТО не ведет себя как свинья, то и мы можем уступить, согласившись в пользу партнера на действия, невыгодные для нас. Но должны ли мы быть доброжелательными и подстраиваться под соседа, который грубо высмеивает наши национальные интересы?

Литва с 2008 года продолжает блокаду латвийского железнодорожного транспорта. С сентября 2008 года Литва в одностороннем порядке прервала сообщение на отрезке железной дороги Рига-Мажейкяй и даже демонтировала рельсы на своей стороне. Решение Литвы блокировать грузы Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода на пути в латвийские порты причинило значительные убытки латвийским портам, Latvijas dzelzceļš, латвийской транзитной отрасли и экономике Латвии в целом.

Латвийское правительство может поддержать нужды Клайпедского терминала только после того, когда Литва прекратит блокаду Мажейкяйской железнодорожной линии и компенсирует латвийской транзитной отрасли причиненные с 2008 по 2015 год убытки.

Пока Литва не поддерживает интересы Латвии в железнодорожной сфере, поддержка латвийским правительством интересов Клайпедского ТСГ должна рассматриваться как предательство национальных интересов Латвии.