В конце прошлой недели стало известно, что самопровозглашенные власти ДНР приостановили разрешение на деятельность на территории «народной республики» международной медицинской организации «Врачи без границ». О причинах и последствиях такого решения RFI рассказал операционный директор «Врачей без границ» Барт Янсенс. По его словам, уход «Врачей» из воюющего региона является угрозой для жизни тысяч жителей Донбасса, страдающих такими тяжелыми заболеваниями, как, например, туберкулез или диабет.
Барт Янсенс: «Врачи без границ» работают в Донбассе уже 18 месяцев — то есть с мая 2014 года, как в Луганской области, так и в Донецкой области. За это время мы разработали систему медицинского ухода, помощи медикаментами. В первую очередь, для пострадавших от войны, но потом и для всех остальных, кто нуждается в медицинской помощи в этой зоне.
RFI: Какие основные потребности в этом регионе?
— Потребности менялись на протяжении всего того периода, пока мы были там. Сейчас намного меньше поступает раненых. Но основные потребности сейчас связаны с поставкой медикаментов для хронически больных. У которых больше не осталось лекарств после отделения региона от остальной части Украины. Особенно лекарства для больных, страдающих диабетом и почечной недостаточностью. Наряду с этим, «Врачи без границ» работают еще больше в тюрьмах Донецка. В частности, с заключенными, больными туберкулезом.
— То есть, ваша помощь предназначается одновременно и военным, и гражданским лицам?
— Она для всех. «Врачи без границ» не смотрят на статус людей, мы помогали с лечением многим раненым в период активных боевых действий. Для нас все раненые равны и имеют потребность и право на медицинскую и хирургическую помощь.
— Как самопровозглашенные власти объяснили это решение?
— На территории ДНР в минувший понедельник мы получили письмо о немедленном изъятии нашей аккредитации на работу в регионе. Вместе с этим письмом не было никаких объяснений. Поэтому было совершенно непонятно, почему «Врачи без границ» должны прекратить всю свою деятельность. И только в конце недели мы поняли по заявлению Гуманитарного комитета, что «некоторые люди нас обвиняют в некоторых фактах», как например «шпионаж» и «нелегальных трафик медикаментов». Так мы узнали уже задним числом причину этого решения. Естественно, мы считаем все эти обвинения шокирующими и совершенно не соответствующими реальности.
— Гуманитарный комитет — это структура сепаратистов Донбасса?
— Да, это организация, учрежденная властями ДНР, с целью наладить координацию поставок гуманитарной помощи, приходящей из-за границы на территорию Донецка.
— Но, на ваш взгляд, какой может быть настоящая причина, какое может быть объяснение такому решению?
— Надо спрашивать у самого Гуманитарного комитета. Для нас остается совершенно непонятным, как сейчас Донбасс останется без врачебной помощи и медикаментов для семи тысяч больных диабетом. И как 150 пациентов с диагнозом мультирезистентного туберкулеза резко прекратят лечение. Речь идет о медикаментах, которые являются просто важнейшими для поддержания здоровья и жизни этих людей.
— Есть ли у самопровозглашенных властей ДНР способы заменить оказываемую вами медицинскую помощь в Донбассе какими-то другими средствами?
— Этого мы не знаем. Мы работали там 18 месяцев, очень хорошо координировали все наши действия с местными санитарными службами. Очевидно, что инсулин, средства для гемодиализа и против туберкулеза совершенно недоступны в этом регионе. «Врачей без границ» всегда настойчиво просили оставаться и продолжать эти усилия, необходимые для пациентов и для нормального функционирования больниц. Я очень надеюсь, что Гуманитарный комитет сможет найти альтернативу, но я в этом сомневаюсь. Потому что до сих пор это было невозможно.
— Есть ли уже какая-то реакция со стороны властей, может быть, российских или западных?
— Мы не получили никакой официальной реакции. В любом случае, мы хотели бы продолжать координировать наши действия с властями ДНР, с Гуманитарным комитетом. Мы просим, чтобы они скорее изменили бы свое решение, потому для нас очень важно, чтобы наша помощь поступала бы к пациентам. Мы очень беспокоимся за состояние больных, многими из которых мы уже давно занимаемся.