Организацию Объединенных Наций принято считать инстанцией, которая беспристрастно разрешает международные кризисы и конфликты. Тем не менее в условиях современного мира, где наибольшая доля влияния находится в руках крупных держав, этот международный институт в некоторых случаях так и не смог реализовать свою миссию.
Неудачные попытки предотвратить начало Второй мировой войны убедили человечество в том, что для предотвращения нового крупномасштабного кровопролития необходимо выработать некую систему сотрудничества. С этой целью на конференции в Сан-Франциско в 1945 году представители 51 страны составили проект Устава Организации Объединенных Наций. Уже 24 октября того же года ООН официально начала свою деятельность.
Это объединение представляет собой международный институт, который связывает различные социальные, экономические, политические и правовые структуры современной мировой системы и представляет собой основной центр всеобщих заседаний и переговоров по вопросам мира и безопасности.
Важнейшие цели данной организации состоят в сохранении международного мира и безопасности и осуществлении коллективных действенных мер для предотвращения и ликвидации угроз посредством мирных переговоров — на основе справедливости и международного права.
ООН состоит из Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Совета по опеке (не действует с 1994 года), Международного суда и Секретариата. Под эгидой того международного института действуют такие учреждения, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирная Организация Здравоохранения и Верховный Комиссариат по делам беженцев.
Совет Безопасности состоит из 15 членов, пять из которых являются постоянными, а десять — временными. Китайская Народная Республика, Франция, Россия, Великобритания и Соединенные Штаты являются постоянными членами СБ ООН и обладают в нем особым правом вето.
По случаю годовщины образования ООН обозреватель информационного отдела иранского информагентства IRNA взял интервью у Мехди Закерияна (Mehdi Zakerian), доцента факультета права и политологии Исламского Университета «Азад» (Иран).
Мехди Закериян связывает образование ООН в 1945 году с тщетностью международных усилий по прекращению насилия и войны и заявляет: «Провал в попытках международного сообщества контролировать развитие Второй мировой войны и предотвратить убийство миллионов людей создали предпосылки для образования некой новой структуры, которая должна была действовать на мировой арене с большей силой и предусматривать методы прекращения насилия. Именно так и появилась ООН. Ее основу заложил президент США Франклин Рузвельт. В одной из своих речей в 1941 году он объявил, что его целью является свобода слова и религии, борьба с бедностью, голодом и страхом. На основании этих свобод были предприняты усилия для создания новой международной организации».
Оценивая успехи ООН, приглашенный профессор факультета права Университета Пантеон-Ассас (Франция) отмечает: «Прошло уже 70 лет с момента создания этой организации, однако многие из ее целей так и не удалось воплотить в жизнь. Во вступительной статье Устава ООН говорится, что ее создатели намерены предотвращать войны и защищать закон, основные человеческие ценности и равенство между мужчинами и женщинами, чтобы большие и малые народы жили по справедливости и пользовались уважением в процветающем мире в атмосфере добрососедства и терпимости. Однако, к сожалению, до сих пор все эти цели и идеалы в полной мере так и не удалось реализовать».
Ученый считает наличие разного рода конфликтов во всем мире и особенно на Ближнем Востоке признаком того, что ООН так не смогла достичь поставленных перед собой целей, и подчеркивает: «Современные конфликты в регионе обусловлены слишком большими амбициями некоторых стран. Агрессия Америки спровоцировала проблемы в Ираке и Афганистане, а йеменский кризис вызван нападением на эту страну Саудовской Аравии и ее союзников. С самого начала конфликта в этих странах ООН воздержалась от участия в нем, однако после развязывания войны ее представители появились там для оказания гуманитарной помощи и проведения спасательных работ.
Вместе с тем необходимо отметить, что данный международный институт все-таки сумел достичь некоторых своих целей и, учитывая сущность человеческой натуры и целых правительств, нацеленных на реализацию собственных интересов, в значительной степени смог удержать их от разжигания крупных военных конфликтов и массового насилия, как это произошло во времена Первой и Второй мировых войн. Таким образом, можно утверждать, что этой организации так и не удалось воплотить цели, заявленные в ее уставе, однако в плане достижения идеалов, основанных на сохранении международного мира и безопасности, а также развития дружественных отношений между нациями, ей удалось добиться немалого.
Мехди Закериян, читавший лекции на факультете права престижного Пенсильванского университета (США), добавляет: «В сфере экономического сотрудничества, прав человека и передачи технического и хозяйственного опыта развитых стран эта международная организация смогла добиться относительных успехов и помогла мировому сообществу предотвратить начало очередной глобальной войны».
Говоря о причинах неудач ООН, ученый отмечает: «Этот орган, равно как и все другие международные правительственные организации в мире, удовлетворяет запросы конкретных правительств. Международные правительственные организации представляют собой структуры, созданные теми или иными национальными правительствами, поэтому они находятся под их жестким контролем. По этой причине генеральный секретарь ООН не является самостоятельной фигурой и не в состоянии принимать решения о вмешательстве в международные конфликты. Он может лишь обращать на них внимание членов Совета Безопасности».
Касаясь санкций СБ ООН, Закериян утверждает: «Эти постановления утверждаются в Совете Безопасности лишь тогда, когда две трети его членов, то есть представителей 15 государств, поддерживают какое-либо решение, при том условии, что среди них ни один из постоянных членов не голосует против. Получается, что эффективность ООН сводится к позиции пяти главных мировых держав, то есть Китая, России, США, Франции и Великобритании, и организация начинает действовать только тогда, когда эти страны договариваются по какому-то вопросу. Таким образом, причина ее неудач в решении некоторых международных кризисов состояла в том, что пять постоянных членов просто не могли прийти к единому мнению по тем или иными глобальным проблемам».
Мехди Закериян, также занимающий ответственную должность в редакции ежеквартального журнала Motaleat-e Beynolmelali («Международные исследования»), далее продолжает: «В Совете Безопасности было заблокировано 80 резолюций, касающихся действий сионистского режима (Израиля). Причина — вето Соединенных Штатов, у которых имеются разногласия на этот счет с другими членами. В результате разные интересы крупных держав в палестинском вопросе привели к тому, что права палестинского народа до сих пор официально не признаются. Вместе с тем создается впечатление, что при решении подобных проблем можно пробудить совесть у людей во всем мире, активизировать работу мировых средств массовой информации и гражданского общества и создать такую атмосферу, в которой эти крупные державы не смогли бы игнорировать права угнетенных народов, пользуясь правом вето. Если бы действительно во всем мире общественное мнение выступило в защиту угнетенных палестинцев, США никогда бы не смоли заблокировать резолюции, направленные против сионистского режима».
Отмечая, что Организация Объединенных Наций, помимо множества ее неудач, все-таки смогла добиться и существенных успехов, специалист по международному праву замечает: «Тот факт, что до сих пор ни один из членов этой международной организации не вышел из ее состава, свидетельствует о том, что ООН даже в текущем ее виде признается и поддерживается разными странами мира, а результаты ее работы в определенной степени можно назвать успешными. Все государства-члены ООН считают эту организацию трибуной для заявления своих требований. Даже те политики, которые полагают, что мировое управление действует слабо, все равно используют эту возможность для продвижения интересов собственной страны. Все это свидетельствует о важности, популярности и относительной эффективности данного международного органа».
Иранский специалист по международным отношениям считает, что Организация Объединенных Наций вполне может стать эффективной, если провести ряд реформ, и заявляет: «18 статьей Устава ООН предусматривается возможность исправления этого документа и структуры самой организации при условии согласия ее членов. За последние годы уже были проведены некоторые реформы. В частности, новшеством стало создание Совета по правам человека вместо Комиссии по правам человека, а также специальной Комиссии ООН по миростроительству. Однако этого недостаточно. До сих пор не был утвержден важнейший проект о трансформации структуры Совета Безопасности ООН, и в него, как и в 1945 году, продолжают входить пять постоянных членов. Изменить состав постоянных членов или лишить их права вето невозможно, потому что, согласно условиям реформ, с нововведениями должны согласиться две трети всех членов ООН и все пять великих держав, входящих в состав СБ. Разумеется, постоянные члены ни за что не согласятся отказаться от собственного права вето, так что какие-либо изменения здесь исключены. Вместе с тем вполне возможно пополнить список постоянных членов Совета Безопасности. В ООН 50 африканских стран, однако в СБ свой континент не представляет ни одна».
Вслед за этим доцент Исламского университета «Азад» продолжает: «Некоторые государства потратили много сил на решение крупных международных кризисов, но, несмотря на это, им не предоставили возможность участвовать в высшем органе ООН. Например, Иран принял у себя самое большое количество беженцев и по этому показателю занимает первое место в мире. В последние месяцы европейские страны изнемогают от части беженцев, вынужденных оставить свои дома из-за начала военных действий, в то время как Иран разместил на своей территории четыре миллиона вынужденных переселенцев из числа афганцев, курдов, иракцев, кувейтцев, азербайджанцев, таджиков и боснийцев и не получил от этого ровным счетом никаких преимуществ».
Касаясь выдающейся роли Ирана в борьбе с контрабандой людей и наркотиков, ученый заявляет: «Сыны своей родины, служащие в силах правопорядка, рискуют собственной жизнью, чтобы наркоторговцы не использовали иранскую границу для транзита опиума. Создав беспрецедентные меры безопасности на собственных рубежах, Иран смог помешать транзиту через свою территорию террористов и членов группировок „Талибан“, „Аль-Каида“ и „Исламское государство“, поэтому они не могут пользоваться иранскими провинциями для осуществления свои преступных планов. В кризисном регионе Ближнего Востока Исламская Республика считается безопасным государством. Приложив массу усилий для урегулирования международных кризисов и проблем, Иран имеет право выставить собственную кандидатуру на вхождение в Совет Безопасности ООН на правах его постоянного члена. Кроме того, все шансы стать постоянными членами Совета Безопасности также имеют Германия и Япония, которые, конкурируя в этом с США, выплачивают самые большие взносы в бюджет ООН».
Говоря о других необходимых реформах в структуре СБ ООН, Мехди Закериян утверждает: «Голоса членов Совета должны оцениваться не по количеству, а по качеству. Особенно это необходимо делать тогда, когда речь идет о человеческих жизнях, гуманитарных вопросах и агрессии по отношению к другим странам. В этом случае постоянные члены должны быть лишены права вето».
Затронув содержание статей 12 и 13 Устава Организации Объединенных Наций, в которых говорится о режиме опеки, ученый отмечает: «После освобождения некоторых стран от колониального гнета Совет по опеке назначил им другого попечителя, чтобы они смогли добиться определенной степени независимости и прогресса. Было бы лучше, если бы в Уставе ООН появилась глава о „подобающем управлении и стандартах власти“ после окончания периода опеки, в которой были бы прописаны принципы должного управления, такие как свобода, справедливость и транспарентность. Это необходимо сделать для того, чтобы те государства, которые более приблизились к таким стандартам, могли бы позиционировать себя демократичными и либеральными, а те, которым еще далеко до этой модели, прилагали усилия для того, чтобы ее достигнуть».
Эксперт в области права и политологии полагает: «Иран выступил с рядом подходящих инициатив по созданию дружеских отношений между разными нациями. В качестве примера можно привести идею бывшего президента Исламской Республики об объявлении года диалога между цивилизациями. Тогда Генеральная Ассамблея ООН поддержала данное предложение и, приняв соответствующую резолюцию, объявила 2001 год годом диалога цивилизаций. В качестве другого примера можно вспомнить об инициативе нынешнего президента ИРИ Хасана Рухани. Глава правительства „благоразумия и надежды“ выступил с проектом создания мира без насилия и экстремизма, который в форме резолюции тоже получил одобрение Генеральной Ассамблеи ООН. Все эти инициативы иранской стороны могут благотворно сказаться на развитии дружественных отношений между народами разных стран».
Подводя итог, Мехди Закериян подчеркнул: «Серьезная проблема терроризма, с которой столкнулись регион Ближнего Востока и весь мир, сводится к распространению насилия и экстремизма. Проект, который представил в ООН Хасан Рухани, является для международного сообщества одной из ключевых инициатив. Для борьбы с терроризмом недостаточно лишь физически устранять самих террористов, необходимо в корне противостоять этому злу. Основа экстремизма и насилия содержится в тех религиозных школах и культурах, которые ни под каким видом не соглашаются с принципом терпимости, считают другие религии и конфессии ошибочными и убеждены только в собственной правоте».