Как сообщает собственный корреспондент иранского информагентства Tasnim News, с 19 октября текущего года начался процесс реализации ядерного соглашения между Ираном и группой «5+1». Эта дата была объявлена днем официального вступления в силу данного соглашения и так называемым «днем утверждения». В этот день Европейский Союз и Соединенные Штаты в отдельных декларациях согласились отменить содержащиеся в ядерном соглашении санкции после получения подтверждения от МАГАТЭ о полном выполнении Ираном взятых на себя обязательств. В связи с этим президент США Барак Обама подписал указ о реализации, в соответствии с американскими законодательством, подготовительных мер по приостановке санкций, прописанных в Совместном комплексном плане действий (СКПД). Европейский Союз тоже, в свою очередь, утвердил законодательные рамки для отмены всех экономических и финансовых санкций, введенных из-за претензий к ядерной программе Ирана.
Помимо этого, Международное агентство по ядерной энергии опубликовало декларацию, в которой сообщило: Исламская Республика официально оповестила его о том, что со дня вступления в силу СКПД начнет условно выполнять Дополнительный протокол еще до его утверждения в национальном парламенте.
Таким образом, уже сейчас Иран и группа «5+1» начали осуществлять новый этап ядерного соглашения. Другими словами, отныне это соглашение находится на этапе своей фактической реализации. В связи с этим встает вопрос о том, как в ближайшие дни, недели и месяцы Запад в лице Европы и Америки, которые обязались, согласно ядерному соглашению, отменить санкции против Ирана, будет вести себя в этом плане? Иначе говоря, появятся ли в тактике западных стран признаки того, что они намерены создать препоны на пути реализации соглашения с Исламской Республикой?
Один из способов поиска ответа на поставленный вопрос состоит в анализе лексики и ключевых фурмолировок, которые используют западные политики в своих официальных и неофициальных выступлениях. На основании этого приведем некоторый перечень основных высказываний представителей Запада.
1. 19 октября министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд заявил: «Сегодня важный день для ядерного соглашения, так как оно гарантирует, что Иран не получит ядерного оружия и регион Ближнего Востока станет безопасным».
2. В обращении Министерства финансов США говорится: «В соответствии с международным законодательством, американские торговые корпорации, заключившие контракты с Ираном, будут ожидать полного выполнения СКПД и отмены санкций».
3. По словам некоторых высокопоставленных чиновников США, сокращение санкций, которого так добивается Иран, в текущем году кажется маловероятным.
4. Один из членов Конгресса США, говоря о результатах СКПД, заявил: «Иран не должен предполагать, что ему непременно удастся не допустить нападение Америки».
5. Газета New-York Times в одной из своих статей написала: «Произошел самый крупный за всю историю ядерный демонтаж».
6. Дэвид Олбрайт, глава Института международной безопасности США, проанализировал ситуацию следующим образом: «Иранцы желают, чтобы стороны как можно скорее приступили к реализации своих обязательств, потому что им самим срочно нужно отменить санкции».
7. Информагентство Reuters сообщило: «Действительная реализация соглашения займет несколько месяцев».
Глубокое осмысление всех этих заявлений, которые, разумеется, можно в большом количестве найти при обзоре разных СМИ, позволяет сделать вывод о том, что на новом этапе осуществления СКПД Запад формулирует следующие посылы:
1. Сохранение тактики угроз
2. Унижение национального достоинства иранцев
3. Создание недоверия к отмене санкций
4. Акцент на ненадежности Ирана
5. Позиционирование Исламской Республики в качестве фактора нестабильности в регионе
6. Поддержание неясности в отношении попыток Ирана получить в свое распоряжение ядерное оружие
7. Демонстрация большей потребности именно Ирана в отмене санкций
Проанализировав формулировки, которые используют в своих официальных и неофициальных выступлениях западные политики, и тот посыл, который они несут в себе, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, реализация СКПД по-прежнему будет представлять собой преодоление недоверия друг к другу.
Во-вторых, период преодоления недоверия в ирано-американских отношениях будет особо напряженным, потому что в этот период существует вероятность обострения проблем внутри самого Ирана и на это имеется несколько причин.
С одной стороны, американцы будут сохранять свое враждебное отношение к Ирану в других сферах международной политики. В то же время попытки Исламской Республики ответить на угрозы и враждебность со стороны Америки в других областях, не касающихся ядерной сферы, будут ограничены необходимостью установления доверия в отношениях друг с другом. Не смотря на это, Запад непременно постарается перевести результаты ядерного соглашения на другие темы и проблемы ближневосточного региона.