В городе Йиглава проходит 19-й международный фестиваль документального кино. Всего в программе почти 250 фильмов. Приехали на фестиваль и знаменитые гости. Среди них — Мария Алехина и Джулиан Ассанж. Наш редактор Кирилл Щелков внимательно «следит» за этими участниками фестиваля.
Джулиан Ассанж — создатель знаменитого WikiLeaks. Именно этот сайт опубликовал гигантские объемы информации, засекреченной правительствами многих стран, включая США. Сейчас Ассанж скрывается в Англии, так как его выдачи требует Швеция, обвиняя в сексуальных домогательствах. Но скрывается не в Англии как таковой, а в посольстве Эквадора в Лондоне. Мария Алехина — бывшая активистка знаменитой панк-группы Pussy Riot, сидела в России в колонии, сейчас занимается правозащитной деятельностью.
— Кирилл, как Ассанжу удалось приехать в Йиглаву? Почему его никто не арестовал?
— В том-то и дело, что Джулиан Ассанж хоть и гость фестиваля, но он — виртуальный гость. С ним организаторы устроили видеоконференцию. Людям, которые пришли на встречу, было запрещено вести аудио— и видеозаписи. Сделано это ради Ассанжа, поскольку возможно, что рано или поздно над ним начнется немало судебных процессов. Но можно было принести шариковые ручки и карандаши и все записывать на бумагу. А вот Алехина в зале присутствовала и смогла поговорить с Ассанжем.
— О чем они беседовали?
— Мария Алехина сказала: «Я надеюсь, вам удастся выйти из здания посольства, где вы находитесь уже столько времени. Вы достойны быть свободным». Тем не менее, Алехина добавила, что ее и Ассанжа часто воспринимают как два разных «полюса». Она — «человек, наносящий вред России и являющийся сторонником США». Ассанж, наоборот, «сторонник России и тот, кто вредит Соединенным Штатам Америки». Джулиан Ассанж тоже выразил надежду, что вскоре обретет свободу и рассказал интересную вещь. Его охраной в посольстве Эквадора за три года, которые там находится, занималось порядка 70 полицейских, а обеспечение его безопасности обошлось уже примерно в 20 миллионов евро, все это за счет налогоплательщиков. Ответил Ассанж и на вопросы зала. Почему WikiLeaks занимается уличением системы Запада, а не России или Китая? «Это ложь и западная пропаганда. Мы опубликовали более 120 тысяч документов о России. Также я получил премию Amnesty International проделанную работу, рассказывающую о беззаконии и убийствах в Кении. Печатали мы много и о Китае, особенно о цензуре в этой стране», — объяснил Ассанж. Но все же он считает, что основная супердержава — это США, там больше всего тайн на земле, о которых людям стоит знать. Россия же пока не заняла такое сильное место в мире как Америка.
— Кирилл, а какие интересные заявления делала Мария Алехина?
— Она коротко и при этом деликатно прокомментировала слова, которые в свое время сказал президент Чехии Милош Земан. Тот говорил о группе Pussy Riot в прямом эфире Чешского радио, использовав нецензурные выражения. «Не думаю, что это были лучшие слова на земле, и я надеюсь, что Земан изменил свое мнение, потому что это мнение умным точно назвать нельзя», — сказала Алехина. Не согласна она с Земаном и в том, что в России нет политзаключенных.
— Говорила ли что-нибудь Алехина о недавней акции, проведенной группой Ztohoven? Совсем недавно они вывесили над Пражским градом, резиденции Земана, красные трусы, сняв при этом президентский штандарт.
— Да, их акция Марии Алехиной понравилась, и она с удовольствием готова познакомиться с активистами чешской группы, если те этого пожелают.
— Как относятся зрители и политики к тому, что гостями фестиваля стали Ассанж и Алехина?
— Зрители довольны. Они знают, на что идут, фильмы и гости им интересны. Во всяком случае, пока со зрительской стороны массовых акций протеста или проявления недовольства не было. Политики… Федеральные политики молчат. Городские власти «раскололись». Мэр Йиглавы занял нейтральную позицию, а два его заместителя придерживаются противоположный мнений. Яромир Калина решил фестиваль бойкотировать, ему неприятно, что в этой акции участвуют сомнительные личности, это он про Ассанжа, а Алехина для Калины — часть «бульвара». Зато другой вице-мэр Мария Кружикова сказала, что давно закончились времена цензуры, когда власти решали, кто и где может выступать, и что вопрос, кого приглашать на фестиваль — дело его организаторов.