На прошлой неделе российские специалисты поделились с мировой общественностью деталями своей космической программы, цель которой — в 2029 году отправить космонавтов на Луну. Если этот проект осуществится, русские в первый раз ступят на поверхность спутника Земли ровно через 60 лет после американской миссии «Аполлон-11» 1969 года.
С 1972 года США не отправляли астронавтов на Луну. Таким образом, благодаря этой российской инициативе люди впервые за последние полвека смогут снова «прогуляться» по Луне, собрать образцы лунных пород, грунта и даже водрузить флаг на поверхность земного спутника.
Напомним, такое водружение флага, разумеется, несет исключительно символическую нагрузку и отнюдь не означает какого-либо территориального доминирования. Договор о космосе (OST) от 1967 года отрицает какие бы то ни было имущественные претензии в отношении «небесных тел». Иными словами, о такой ситуации (которая часто встречалась в прошлые столетия), когда европейские мореплаватели, едва ступив на берег какой-нибудь земли, тут же водружали флаг и заявляли свои права на нее, речи не идет. По крайней мере, пока.
В команду из шести человек, которую Россия отправит на Луну, возможно, войдут только женщины, заявило Федеральное космическое агентство России (Роскосмос), и это тоже впервые. Так, российские власти отдадут дань традиции. Ведь, в конце концов, первой женщиной, полетевшей в космос, была Валентина Терешкова, гражданка СССР.
Помимо повышенного интереса к вопросам о том, почему Россия жаждет отправить космонавтов на Луну, или почему с 1970-х годов там не побывало ни одной живой души, в целом можно видеть некоторое оживление в национальных космических программах. В этот раз в гонку включаются новые страны.
Как и по военным, экономическим, политическим и многим другим вопросам, в сфере космических исследований центр тяжести мира тоже смещается в Азию, и у США как лидера в этой области сегодня немало конкурентов. Например, Китай вслед за Россией тоже заявил о намерении с 2025 по 2030 годы отправить на Луну пилотируемую миссию. Судя по всему, китайские «тайконавты» претендуют на то, чтобы опередить Россию и водрузить на спутнике свой флаг раньше нее.
Трудно себе представить, чтобы на ту или иную инициативу Китая в области передовых технологий не ответила Индия. И ISRO, индийская организация, ответственная за проведение космических исследований, даже стала ощущать на себе давление со стороны общества. Вместе с тем в 2008 году Индия успешно запустила беспилотный спутник на орбиту Луны, а в 2014-м — на орбиту Марса. Сейчас же в ведущих вещательных корпорациях страны можно встретить критику в духе «почему у нас до сих пор нет инициативы по отправке человека на Луну». Поэтому не стоит удивляться, если вскоре индийские власти сообщат радостную новость о полете первых «виоманавтов» на земной спутник.
Как на эти инициативы ответит NASA? Предложит ли оно другим космическим агентствам разрабатывать совместные программы или же само предпримет ряд броских инициатив? Поживем — увидим. Что-нибудь, в свою очередь, сделает и Европейское космическое агентство.
За все эти космические программы, требующие гигантских бюджетных расходов, берутся, разумеется, не только ради прогресса человечества. Следует отметить, что эта активность, с одной стороны, пестует национализм и чувства национальной гордости, с другой — дает немаловажные инвестиции в технологическую сферу. А, как известно, грань между космическими и военными программами очень тонка. Следовательно, каждая новая инициатива в области космических исследований проецируется на международную политику.